В фильме Капитан Америка: Первый мститель молодой парень по имени
"Первый мститель" - это лучше, что случилось с экранизациями комиксов Marvel со времен "Железного человека". Забудьте о Халках и Торах, перед нами новый эталон жанра. Капитану Америка после не по-божественному слабого Тора все же удалось внушить надежду на то, что у Тони Старка будет достойная компания в "Мстителях", а сам главный проект киностудии Marvel не станет лишь претендентом на "Оскар" в категории "спецэффекты"
Даже то, что на поверку «Первый мститель», как, собственно, «Железный человек 2» и в некоторой степени «Тор», оказывается не столько самостоятельной историей, сколько двухчасовой прелюдией к совсем другому фильму, который выйдет только следующим летом, не сильно его портит. Пусть и дальше продолжают в том же духе. Вердикт Кочерыжкина — хороший энергичный кинокомикс
Фильмы про Капитана всегда носили функцию агитплаката — и Джонстон, в то время как из любого комикса принято делать учебник по философии, подходит к задаче экранизации с энтузиазмом приглашенного на урок истории ветерана, которого попросили рассказать, как в сорок третьем его отряд положил три тысячи врагов. Он немножко путает события, где-то привирает, где-то преувеличивает — то ли по забывчивости, то ли в попытке оживить события подклеивает цитаты из Снайдера и Майкла Бэя. История патриотического воспитания, рассказанная Джонстоном в ностальгическом ключе, за счет своей искренности выглядит прощальным гимном эпохе классических комиксов и той нарядно-идиотской Америке, где пустой героизм был в радость, а умереть за страну, где все девушки были красивыми, а злодеи — зловещими, считалось обычным делом.
Стилистически и по духу «Первый мститель» оказывается ближе всего к «Железному Человеку» Джона Фавро. В отличие от «Халка» он ироничен, в противовес «Тору» рассчитан не только на детей. Кэп много шутит (до и после преображения), но на контрасте с плейбоем Тони Старком отличается повышенной романтичностью и даже вступает в скрытый, но довольно невинный конфликт по поводу объекта любовного интереса с отцом героя постиндустриальной эпохи.
Этот очередной фильм-комикс больше можно отнести к разряду "спецэффекты ради спецэффектов", но тут и сами спецэффекты хороши (в Броске кобры они мне не понравились), и несколько классных актеров присутствуют вовсе не для мебели (Хьюго Уивинг, Стэнли Туччи, Томми Ли Джонс), ну и в сюжете сквозь традиционную комиксовую пафосную пургу хоть что-то просвечивало.
Основная задача «Капитана Америки» - это поставить жирную точку перед выходом на экраны венца стараний "Marvel" – «Мстителей». На разогреве уже выступили «Железный человек 2» и «Тор». На их фоне «Первый мститель» смотрелся вполне неплохо и с поставленной задачей справился – мы очень даже разогреты и с нетерпением ожидаем «Мстителей» Джосса Уидона. В этом плане очень удачно выглядит финальная сцена фильма, а тизер «Мстителей» после финальных титров позволяет завершить просмотр картины с приподнятым духом. Этого у "Marvel" не отнять, так промоутировать свои следующие проекты умеют только они.
Все его разные составляющие в итоге складываются во вполне приятное целое, от которого можно получить свою честную долю удовольствия. Другое дело, что и настоящий восторг на сеансе, за вычетом того самого вставного номера, вряд ли возможен. Впрочем, в целом этап подготовки к появлению фантастической четвёрки супергероев в одном кадре «Марвелу» удался вполне успешно, и «Первый мститель» тоже по-своему этому поспособствовал.
В «Первом мстителе» легко заподозрить экранизацию комикса, по качеству близкую к недавнему «Зеленому Фонарю»: пожизненный актер второго плана в главной роли, невнятный режиссер (Джо Джонстон), большой простор для непреднамеренной комедии в сюжете. Переживать, впрочем, не стоит — вместо космоса здесь аккуратное военное ретро, у Джонстона есть хоть какой-то опыт работы с фантастикой, да и чтобы снять нечто хотя бы сравнимое с «Фонарем» по чудовищности, нужен, очевидно, особый талант.
"Первый мститель", а это вовсе не удивительно, с первой до последней секунды проамериканский, картина просто "пахнет" США, что делает её в каком-то смысле чуждой российскому зрителю. Впрочем, кто пойдёт смотреть кино ради спецэффектов или с желанием посмотреть на оживлённый комикс, тот обязательно получит удовольствие.
Время уже упущено и даже наш зритель войну легче воспринимает в качестве легкой прогулки и верит в победную силу американской армии. И в подвиги отдельных ее суперсолдат. Появись на экране бесстрашный, смешливый и никак не супергерой наш Василий Теркин, кто ему сегодня поверит… Так что, на самом деле во Второй мировой войне давно уже победил Голливуд. И продолжает спасать всех от мирового зла. Даже в «Первом мстителе» несложно рассмотреть оправдательные намеки присутствию американской армии на Ближнем Востоке или Афганистане.
«Первый мститель» для Джонстона – шаг назад по сравнению с отличной ранней картиной «Ракетчик», в которой история всё-таки не подвергалась глобальной перелицовке. Изобретательные визуальные эффекты, скрупулёзное воссоздание атмосферы эпохи, неплохо выдержанная интрига, захватывающие, хотя и относительно краткие, диверсионные операции по ликвидации убежищ Красного Черепа – всё это, разумеется, с избытком объясняет достаточный коммерческий успех картины.
Героические мужчины в трико, возможно, самая страшная слабость американцев, непоколебимо убежденных в том, что это, возможно, их самая страшная сила. Особенно хороши мужчины в трико и со щитом (не на щите же, с другой-то стороны!), брошенные против ракетно-бронетанковой мощи фюрера и без труда, разумеется, вышеупомянутую мощь одолевающие.
В целом, «Первого мстителя» стоит рассматривать, прежде всего, как подготовку к «Мстителям». В нем также, как и в «Железном человеке», нашлось место Нику Фьюри, собирающему легендарных героев всех вместе. И совсем скоро мы станем свидетелями их совместных деяний. А пока что стоит ознакомиться с историей Первого мстителя. Пусть она и по-детски несуразная, но все же вносит свой вклад в развитие кинокомикса.
Создается впечатление, что какой-то маститый знаток экранного апокалипсиса вроде Майкла Бэя по недоразумению экранизировал сценарий отечественного фильма "Гитлер капут!" и, увлекшись драками и взрывами, не заметил получившейся, мягко говоря, двусмысленности. Хотя не исключено, что история Капитана сугубо национальна и такой пепсикольный патриотизм за океаном пойдет на ура.
Всю дорогу ввергая зрителей в истерику унылым лицом и зашкаливающей за разумные пределы добродетельностью, Кэп скучно геройствует, вламывая фашистам несерьезно выглядящим щитом. Тонны пафоса, умеренные спецэффекты, малоинтересный экшн, понятные лишь фанатам комиксов шутки — постановщик Джо Джонстон, заваливший в 2010-м «Человека-волка», явно упустил шанс прыгнуть выше головы.
В "Первом мстителе" никакая, даже самая незначительная на первый взгляд информация не попадает к зрителю невзначай, а непременно оформляется в торжественный диалог, многозначительный, как обмен паролями между шпионами. Никто, в общем-то, не требует от комикса, чтобы люди в нем говорили по-человечески, тем более что сами эти нарисованные существа, строго говоря, людьми не являются, но все-таки можно позволить себе в моделировании искусственной речи персонажей комикса чуть больше изобретательности или, не дай бог, остроумия, а можно тупо нафаршировать их сахарной ватой, что "Первый мститель" без малейшего стеснения и делает. Хуже всего в "Первом мстителе", однако, даже не то, что хорошие парни слишком уж приторно хороши, а то, что плохой парень Шмидт вынужден собственноручно снять с себя скальп и предстать перед американскими миротворцами в унизительном для сверхчеловека виде — с голым красным черепом и без половины носа: режиссеру Джонстону мало самого факта, что бруклинские погнали арийцев, и для полного триумфа Капитана Америки ему необходимо превратить немецко-фашистского захватчика в говорящий помидор.
«Первый Мститель» прибыл к нам трупом — разодетым в красно-сине-белое мертвецом. Безжизненным телом, которое не вызывает у случайных людей абсолютно никаких эмоций. Капитан Америка — без преувеличения самый скучный супергерой из всех существующих. Такому в принципе не нужны особые способности, ведь у него есть Добродетели. Любой приличный суперзлодей с чувством собственного достоинства должен без принуждения отказываться от завоевания мира и сдавать оружие судного дня в ближайший пункт приёма металлолома только при одном виде Капитана. Потому что с этой дубиной даже поговорить нормально не получится.