Фильм Первый Оскар развернётся своим сюжетом в 1941 году, когда немецкие войска уже подступают к Москве. Отказавшиеся эвакуироваться из столицы Лев Альперин и Иван Майский, молодые студенты-кинооператоры, стараются попасть на фронт с кинокамерами, чтобы запечатлеть ход военных действий и оказываются в центре битвы за Москву. А параллельная сюжетная линия развернётся в Лос-Анджелесе, где на пятнадцатой церемонии кинопремии Американской Киноакадемии главный "Оскар" получает советская документальная картина о войне, производя фурор и став настоящей сенсацией среди событий.
Поставил эту историческую военную драму Сергей Мокрицкий (Черновик, Битва за Севастополь, Четыре возраста любви). За сценарий отвечают Максим Бударин (Девятаев) и Юрий Ненев. В продюсерах Наталья Мокрицкая (Подбросы, Зоология, Любовь без размера). За операторскую работу здесь отвечает Андрей Найденов, за монтаж Анна Крутий, художниками выступили Любовь Иванова и Валерий Архипов.
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Тихон Жизневский (Майор Гром: Чумной Доктор, Топи, Огонь), Антон Момот (Братство), Дарья Жовнер (Медиатор, Теснота), Андрей Мерзликин (Территория, Последнее испытание, Прощаться не будем), Никита Тарасов (Одна, Колл-центр, Эбигейл), Василий Мищенко (Клятва, Стрельцов, Частное пионерское. Ура, каникулы!!!), Алексей Колган (Стрельцов, Дама Пик, КиноДетство. Микрополис), а также в картине сыграли Михаил Брашинский, Станислав Стрелков, Лев Малишава и другие наши артисты.
Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах по стране с 21 апреля 2022 года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Централ Партнершип». Возрастной рейтинг ограничения к просмотру в нашем прокате картине выставлен с пометкой 16+
Фильм на такую тематику вполне мог оказаться ура-патриотической милитаристской агиткой. К счастью, опасения оказались напрасными: главный посыл ленты не только далек от лозунгов типа «можем повторить», но и прямо им противоположен, показывая, что даже представители разных идеологий могут протянуть друг другу руки.
Советская часть фильма довольно изящно «зарифмована» с голливудской. Казалось бы, последняя должна проигрывать первой своей бюрократической рутинностью, но такого эффекта отнюдь не наблюдается. Американские продюсеры лишь поначалу выглядят тривиальными денежными мешками, нацеленными лишь на сверхприбыль. Но по ходу действия и в них пробуждается очистительный травматический опыт.
Главное послание картины — о том, что сила в правде (именно в правде, а не в искусно замаскированной под нее лжи, и отличить одно от другого не так уж и сложно) – и отдельные сцены, в том числе из документальной хроники военных лет, заставляют сердце биться чуть чаще. И «Первый Оскар» следует посмотреть хотя бы из-за этого.
К сожалению, именно операторской истории фильму очень не хватает, она показана отрывочно и не раскрывает зрителям всего героизма и специфики работы фронтовых кинооператоров. Любовный треугольник съедает слишком много времени, при этот драматургически он ходульный и, несмотря на яркие эпизоды вроде дуэли, не вызывает особых эмоций.
«Первый Оскар» — это фильм про войну, но саму войну мы видим только глазами Альперина и Майского. Они — операторы, а не солдаты, жизнь не готовила их к пребыванию на фронте, так что через призму их восприятия зритель может почувствовать весь ужас, переживаемый необстрелянным мальчишой, попавшим на передовую.