Уже который год для ценителей кинохоррора главным подарком на Хэллоуин становится очередная часть киносериала «Пила». Неопытность режиссера на сей раз ощущается сильнее, нежели в предыдущем фильме, ставшем постановочным дебютом художника Дэвида Хакла. Гройтерт добротно воспроизводит сценарий, а его бывший помощник Эндрю Каутт неплохо справляется с монтажом — и все-таки создать жуткую удушающую атмосферу не получилось. Видимо, осознавая это, режиссер сделал упор на другое — на темпоритм, который нарастает по мере развития действия от неторопливого начала до самого взрывного финала, который был отснят в таком количестве вариантов, что даже Костас Мэндилор до самой премьеры не знал, останется его герой в живых или нет! Так что огрехи режиссуры искупаются традиционно убойными кровавыми эпизодами и навороченным сюжетом.
Шестой части повезло — смотреть её ничуть не менее интересно, чем пятую, четвёртую и третью. Шокирующего финала и психологизма первого фильма нам, кажется, уже не видать как своих ушей (или других частей тела — когда имеешь дело с Конструктором Смерти, ни в чём нельзя быть уверенным), саги о человеческой тупости в сочетании с довольно неожиданной концовкой, как в сиквеле, — тоже. Зато, пока есть возможность, можно наслаждаться крепкой режиссурой, постоянным появлением в кадре Тобина Белла (чей персонаж и сейчас, спустя несколько частей после своей смерти, живее всех живых), всё ещё радующими своей изобретательностью ловушками, на удивление вменяемым, решительным и находчивым главным героем (нет, серьёзно, детектив Хоффман — настоящий мужик), и, конечно, уже не шибко свежим, но все ещё актуальным взглядом на сволочную человеческую сущность.
Смотреть шестую «Пилу» действительно интересно, а фирменный финал-перевертыш (без которого в прошлый раз решили благополучно обойтись) здесь, что называется, достоин встать в один ряд. Происходящее на экране, скорее, попытка (отличная) вдохнуть жизнь в выпотрошенных героев. И если не радоваться тому факту, что душу обрела даже машина для убийства, то чему тогда радоваться, скажите мне.
Практически любой уважающий себя киносериал, доживший до выпуска под номером шесть, к этому времени, как правило, скатывается в совсем уж махровую ересь. С «Пилой» же, ухнувшей в эту бездну сразу вторым выпуском, вышла несколько обратная история — к шестой серии она, кажется, как раз начала понемногу выправляться. Нет, многих своих дурных привычек «Пила» так и не бросила — фильм по-прежнему под завязку напичкан флэшбеками и чересчур плотно завязан на события предыдущих выпусков. Она всё так же уделяет удивительно много внимания каким-то совершенно мелодраматическим поворотам сюжета. Но есть и положительные моменты — скажем, в сценах кровавых испытаний шестая «Пила» куда реже своих предшественниц уходит в невыносимое визуальное крошево.
"Пила 6" - очередной фильм серии, не более и не менее ужасный, чем предыдущие, и на самом деле давно превратившийся в ежегодный садистский аттракцион. В шестой части радует финал, венчающий всю серию по-своему элегантной развязкой. В конце все становится на свои места - фанаты будут довольны. Приятно думать, что первые части серии появились из идеи, а жажда денег пришла позднее - но сейчас авторы "Пилы" исчерпали все, что действительно хотели сказать и работают за зрителя и за доллар. И они, конечно, тоже заслуживают Испытания.
При всей своей откровенной вторичности и бесталанности, части со второй по пятую не были смешными: скорее уж, путем изощренного юного натурализма они вызывали опасные вибрации в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Шестая серия, вопреки, видимо, желанию режиссера, перенасыщена откровенно комическими сценами. Впрочем, сценаристы Мелтон и Данстен, порядком подуставшие от непрерывной обработки пиломатериалов, тоже внесли неоценимую лепту в общее дело. Теперь людей похищают уже целыми страховыми компаниями, причем в похищениях и дальнейших хеппенингах участвуют родственники и друзья покойного Головоломщика, периодически вгоняющие и друг другу в мозг что-нибудь остренькое.
Сам не верю, что приходится писать эти строки, но готов совершенно искренне признать: шестая часть популярного цикла ужасов является наиболее удачной, – разумеется, среди «сиквелов», без учёта оригинальной картины Джеймса Вана. Усилия тандема сценаристов Маркуса Данстана и Патрика Мелтона, участвующих в проекте, начиная с четвёртой серии, только теперь и видятся оправданными. Неужели столь благотворным оказался факт привлечения нового режиссёра?
То, что начиналось как довольно смелое и, мягко говоря, жутковатое зрелище, вызывающее нервные судороги даже у любителей жанра, постепенно вызывает синдром привыкания, а местами начинает восприниматься чуть ли не как комедия. Дело даже не в том, что жестокости тут стало меньше — с этим как раз, если можно так выразиться, все в порядке. Поклонники могут отметить, что ловушки здесь не столь хитроумные и завораживающие, как раньше. Но даже, так сказать, целевая аудитория, как раз находящая в этом садо-мазо карнавале удовлетворение, потихоньку начинает привыкать и уставать. А когда привыкаешь к «Пиле», бывшей чемпионом по жестокости, изощренным мучениям и умерщвлениям — это уже как-то напоминает известную реплику классика: «Он пугает, а мне не страшно».