После скромных сборов «Пилы-VI» было объявлено, что 7-й фильм будет ставить Дэвид Хакл — однако продюсеры решили дать второй шанс Кевину Гройтерту. И не просчитались! Бывший монтажер, ветеран франшизы, мастерски переплетая три сюжетные линии, выстроил нон-стоп-экшн, не отпускающий ни на секунду. Самый крупный бюджет за всю франшизу позволил наконец-то выйти из помещений и снять прологовую массовую сцену на улице, что разнообразило восприятие. Что ж, как говорится в конце каждой части франшизы: игра окончена. Если это финал — то достойный. Тем не менее, возможность продолжения оставлена. А вдруг хорошие сборы заставят продюсеров изменить решение? Я только за.
Фанаты франшизы могут быть спокойны. За каждый потраченный ими цент создатели отвесят страждущим полную меру клюквенного кошмара и пару кровавых кусков, летящих прямо в экран. Ну, а зачем ещё билетёры раздали вам такие модные очочки? Вот то-то. Триде рулит, однако ёлочные игрушки, похоже, всё-таки поддельные. Однако самым трагичным для зрителя в седьмой серии самой длинной в мире «Пилы» стало обещание создателей на этом покончить с разделкой туш и душ. Да, господа, перед нами завершающая серия. Она же первая трёхмерная, она же последняя вообще. В ней пообещали (и кстати, обещание выполнили) расставить все точки над «i» и допилить тех, кого недопилили в предыдущих сериях. Финита ля комедия. Пусть и запоздалая.
Превратившись из одного, и вправду изобретательного, фильма ужасов в ежегодный (строго под Хеллоуин) сеанс посещения кровавой кунсткамеры, породив целый поджанр «пыточного порно» и дав путевку в режиссерскую жизнь, кажется, каждому члену съемочной группы оригинала, включая монтажера с осветителем, «Пила» наконец подходит к финалу. Причем в этот раз главной жертвой (наконец-то!) станет падкая до садистских зрелищ публика: благодаря 3D ржавые лезвия и циркулярные пилы полетят прямиком в первые ряды.
C технической точки зрения, в отличие от сюжетной, придраться не к чему. Нагнетаемый мощным саундтреком саспенс, в совокупности с бешеным монтажом и ярким видеорядом просто погружают зрителя в кресло от напряжения, а от некоторых моментов так и вовсе начинает мутить в желудке. Другое дело, что смысла в этом нет абсолютно никакого, и если раньше все эта мясорубка провоцировалась ради выживания (хотя бы попытки) и перерождения героев, то теперь и сам зритель понимает что шансов у персонажей попросту нет. Вывод из всего вышесказанного можно сделать один: франшиза зашла в тупик, и по старой формуле ее оттуда уже не вытащишь.
Шутки шутками, а такого количества элементарных логических нестыковок, право, никак нельзя было ожидать от кинодраматургов Патрика Мелтона и Маркуса Данстана, особенно если учесть, что накануне съёмок сценарий был ими радикально переписан вместе с Кевином Гройбертом, причастным к созданию всех фильмов цикла. Джон Крамер посещает автограф-сессию по случаю выхода книги Дэйгена, уличая во лжи автора, выдавшего себя за жертву, выжившую в очередной ловушке, – получается, что он ещё при жизни обрёл всеамериканскую славу, хотя из первых картин следует противоположное. Вопросы можно множить почти бесконечно – без всякой надежды получить внятные ответы.
Изначально сшитая из мертвых тканей «Пила», видимо, была обречена постепенно стать таким вот безжизненным продуктом. Штампуются на конвейере переродившиеся последователи, искупающие отсутствие изобретательности километрами вывернутых кишок. Какие-то статисты-полицейские с испуганными физиономиями бесконечно шаркают по коридорам. Половину экранного времени нам в форме флэшбека показывают нарезку из предыдущих частей – непосвященные, правда, итак мало что поймут, остальные авось чего-нибудь вспомнят. Кевин Гротерт, поставивший уморительную шестую часть, здесь работает демонстративно из-под палки. В каждой сцене видно, насколько герои ему противны, насколько надоели уже. Вместо крепкого хоррора, он правда будто нарочно снимает проходной эпизод ночного сериала с телеканала «Настоящий мистический».