С каждым новым заходом Мамонтов-Мавроди из достаточно простой, существующей в народе медийной персоны, коротко именуемой «крупным жуликом», превращается в такой мощный кинообраз, что ему становится тесно в собственных рамках. Даже когда авторы, чувствуя, что заигрались, начинают разом закруглять сюжетные ходы, убирая всё нового и нового персонажа с глаз долой, внезапно оказывается, что главный герой, которого хошь не хошь — не уберёшь, уже ничего от этого не теряет. Так криминально-производственная драма из жизни внезапно для самой себя становится памятником не просто эпохе, а несыгравшим её шансам, нераскрытому потенциалу, невоспетой лирике десятилетия.
Нет сомнений в том, что «ПираМММида» придется по душе многим зрителям. Если не самой историей, то лихо закрученным (по нашим временам) сюжетом, пусть и несколько клишированным. Безусловно, доставит удовольствие и великолепная операторская работа Горана Павичевича. Из актеров больше всего привлекут внимание Петр Федоров и Алексей Серебряков. Первый заинтересует, прежде всего, молодых зрителей, а образ, сыгранный Серебряковым напомнит о многом более старшему поколению. Правда, скорее всего, не всех устроит неоднозначность Мамонтова, но с этим придется считаться, так как это основная идея авторов. Как вы, наверное, поняли из всего вышесказанного, нам предлагают очередного «героя нашего времени». Да еще и в тот момент, когда накал страстей в обыденной реальности зашкаливает до предела. А потому остается только надеяться на то, что мы не застанем на своем веку очередной путч или семнадцатый год. И этот фильм всего лишь предупреждение…
Описывая любую массовую отечественную кинопродукцию последних лет, приходится повторяться: это не кино, это добитые до полного метра рекламные ролики, потому что другой картинки производители не видят и делать не умеют. Так вот, умеют. Авторы «Пирамммиды» владеют еще одной популярной телевизионной техникой — стилистикой криминального репортажа. Замызганная фактура, вставки «под хронику», тревожная закадровая музыка, под которую привычно «разворовывают Россию». Эстетика «Пирамммиды» покажется до изжоги знакомой даже тем, кто не смотрел душераздирающие телефильмы-расследования с середины 90-х. Эти интонации незабываемы. Алексей Серебряков в роли Мамонтова не просто великолепен. Актер делает невозможное: превращает своего бессовестно романтизированного героя в человека, которого хочется придушить не за то, что надул полстраны, а за то, как он пьет кефир.
О режиссуре не получается сказать однозначно. Эпизоды нарезаны вкривь и вкось, отчего полотно картины представляется лоскутным одеялом. Отсылки к «Уолл-Стриту» и сильные драматические сцены, наподобие переговоров с похитителями дочери или апогея конфликта героя с учеником, чередуются с какой-то бредятиной на любовном фронте. Есть в фильме и юмор: хохмы с кефиром и с путинской авторучкой смотрятся гениально, но вот дамочка, купающаяся в деньгах словно Скрудж МакДак, — чистой воды убожество. И тем не менее, это лоскутное одеяло каким-то чудом оказалось интересным и вполне смотрибельным! Бенефис Алексея Серебрякова не смогли испортить ни бредовый замысел, ни балласт из ненужных сцен, ни даже отвратительная музыка, свербящая в ушах на протяжении всего фильма. Однозначно талантище!
Российский зритель будет с интересом следить за сюжетом фильма, и в данном случае даже не важно, сколько он знает об истории МММ, так как в этой картине правда и вымысел тщательно взболтаны и смешаны в очень интересный коктейль, в котором драматургически одно неотделимо от другого. Зато визуально некоторые части вымысла возведены в степень фантастики и уводят в сторону солнечного Голливуда. Каким-то чудом «ПираМММида», основанная на событиях лихих, но очень мрачных 90-х, не превратилась в руках создателей в депрессивную социальную «чернуху». Это полноценная драма с элементами триллера и боевика. В центре драмы – незаурядная личность Мамонтова (прекрасная работа Алексея Серебрякова) и придуманная им афера. Вокруг аферы, как кольца вокруг Сатурна, вращаются деньги, погони, угрозы, предательства, интриги и убийства. То есть все элементы, необходимые для того, чтобы держать зрителя в напряжении. Но другой вопрос, что эти элементы выстроены не очень аккуратно, в результате чего фильм ритмически и стилистически получился очень неровным.
Спору нет, «ПираМММида» снята бодрее и увлекательнее, чем среднестатистическое отечественное кино. Постановщик Эльдар Салаватов, автор дикого, но симпатичного третьего «Антикиллера», умеет поддать жару и держать ритм. Но его фильм, в довесок ко всему вышеперечисленному, обидным образом не пытается быть чем-то большим, чем просто история одного конкретного предприятия. Казалось бы, история «МММ» - идеальная оболочка для истории России 90-х. Что случилось в стране, в которой люди внезапно массово поверили бесхитростным рекламным роликам? Как возможно было сосуществование немыслимого богатства и немыслимой бедности в одной и той же отдельно взятой территориальной единице? Но «ПираМММида» и не пытается найти для своей истории какой-то более крупный контекст, предпочитая ковыряться в мелких деталях. А когда большая часть этих деталей ещё и выдумана, то что у нас остаётся на выходе? Верно - практически ничего.
Попав из рук продюсера Тимура Бекмамбетова в руки продюсера Сергея Ливнева, экранизация одноименной повести Сергея Мавроди поменяла шило на мыло. Сюжет «ПираМММиды», понятное дело, позаимствован у реальности, но герои тут мифологизированы, а события драматизированы и прописаны по всем законам остросюжетного кино: с интригами, убийствами и обязательной любовной линией. Но даже если не искать исторической достоверности в фильме Эльдара Салаватова, третьим «Антикиллером» зарекомендовавшего себя в кино категории B, желание воссоздать одно из самых ярких событий 90-х оборачивается полным провалом.
Если рассматривать “ПираМММиду” как оригинальный фильм, а не как экранизацию финансовых махинаций Сергея Мавроди, то сам фильм мало что из себя представляет. Единственное достоинство этого фильма – это Алексей Серебряков, который сыграл Сергея Мамонтова. Актер не только добился внешнего сходства на Мавроди, но и манера речи и характерное заиканье Мавроди переданы Серебряковым безупречно. Фильм “ПираМММида” является примером хорошей идеи для сценария, обладающей всеми качествами, чтобы стать либо добросовестным боевиком, либо глубокомысленным фильмом-размышлением на тему 90-х годов, но так и не ставшей ни тем, ни другим.