В фильме Пираты Карибского моря: На странных берегах - истории о поисках истины, предательстве, вечной молодости и смертельной опасности, капитану Джеку Воробью предстоит столкнуться с женщиной из своего прошлого Анжеликой. До самого конца не будет понятно, связывает ли их настоящая любовь, или же Анжелика искусно притворяется, чтобы вместе с Джеком добраться до таинственного источника вечной молодости. Она силой принуждает капитана Джека Воробья взойти на корабль «Месть Королевы Анны», которым управляет коварный злодей Черная Борода. Наш герой оказывается в ситуации, когда он не знает, чего ему бояться больше — ужасного злодея или же свою давнюю подругу.
Все актеры, композиторы, рисовальщики и консультанты справились со своим делом на твердую пятерку. От фильма такого уровня глупо было ожидать иного. Так что смело собирайтесь в кинотеатры – планку команда Маршалла снижать пока не собирается и уверенно перекрывает предыдущие достижения.
Робу Маршаллу, режиссеру, пожалуй, несколько другого склада и темперамента, нежели Гор Вербински, удалось полностью сохранить атмосферу предшествующей карибской пиратской трилогии. Точнее сказать, от яркого метафизического задора третьей части, представляющей собою мощнейший романтический, в духе Терри Гиллиама, манифест (с бескомпромиссно кровавой фактурой) против глобализма как самого страшного наследия Просвещения, Маршалл и бессменные сценаристы Pirates of the Caribbean Тед Эллиотт и Терри Россио вернулись к идеально отшлифованному ироническому аттракциону первых двух серий. Единственным пробелом здесь можно считать историю любви миссионера и русалки, поданную с каким-то несоразмерным перебором по части трогательности и умиления. В остальном интонация, жанр и стиль сохранены безупречно.
Концептуально это новое произведение, взявшее на вооружение элементы уже сложившейся мифологии. Если первые три части «Пиратов» представляют собой цельную трилогию, то четвертая выбивается из этой концепции. Так, на экране мы не увидим героев Киры Найтли и Орландо Блума, фигурировавших в первых трех сериях франшизы. Однако остальные коронные фишки остались в прежнем виде. Вопреки обязательным, казалось бы, законам драматургии, согласно которым персонаж должен меняться, центральная фигура франшизы Джек Воробей остается прежним, чем и радует зрителей. Правда, он обзавелся шрамом на правой щеке в виде креста, но в остальном это старый добрый Джек. Джонни Депп солирует, машет шпагой, попадает в переделки, наживает себе неприятности, и мечет один за другим перлы, вызывающие в зале приступы хохота. В общем, четвертые «Пираты» - это увлекательное приключенческое зрелище в фирменном диснеевском стиле.
Под новым руководством «Пираты» не потеряли своих потребительских качеств, от бредовости до зрелищности, и наверняка в четвертый раз соберут свои миллионы. Тем не менее безумие Вербински, который, судя по всему, добивался традиционного для серии сценарного бардака ненароком, уже на монтажном столе, Маршалл явно превратил в метод: он целенаправленно и с изрядным остроумием снимает фильм про упертых героев с очень короткой памятью, высокой внушаемостью и полным отсутствием способности к обучению. Снобы от высокого искусства скажут, что это — обвинительный приговор новой серии, но лично мне так не кажется: если уж все равно приходится очередные два часа мотаться в вагонетке диснеевского аттракциона, я предпочитаю делать это в ситуации, когда рубильник находится в относительно вменяемых руках.
«На странных берегах» — безупречный реверанс за сумбур предыдущей серии и, может, ненужность текущего фильма. Два с лишним часа не последние артисты самозабвенно валяют дурака к удовольствию хомо-попкорникус, Джонни Депп скалится во все золотые фиксы, а хореограф Маршалл скрупулезно разводит балет абсурда по мизансценам. Пожалуй, единственное, к чему действительно стоит придраться, это неумное решение вывести Джека Воробья на первый план. Классический комичный сайдкик, чья единственная функция заключается в разрядке обстановки, нагнетаемой излишне серьезными и патетичными главными героями, не может тянуть (и не тянет) историю на себе. Все это, впрочем, не умаляет отлично выполненной развлекательной функции ленты.
Вот что самое странное — всё это до сих пор прекрасно работает. Даже пока Джерри и Роб увлечённо занимаются (само)повторами, скучать или возмущённо тыкать пальцем в экран нет ни времени, ни желания. Да, ощущение новизны куда-то бесследно испарилось, глаз подмечает отсутствие мало-мальской драмы в характере главного злодея, сердце оплакивает так и не родившиеся новые шедевры Циммера, а мозг на автопилоте ведёт учёт сценам, которые в бесподобном «На краю света» выглядели бы на голову эффектнее и мрачнее. Однако все эти органы чувств пасуют перед неугасающим обаянием Капитана Джека Воробья, образцово-показательной работой экшен-департамента, по-настоящему внушающими сценами вроде ловли русалок и по-«пиратски» сильным финалом, после которого, давайте будет честны друг перед другом, всё-таки хочется добавки.
Cерьезные претензии к этому празднику пиратской вольницы предъявить сложно. Хотя трудновато смириться с тем, что былая бесшабашность и сумасшедшинка канули в Лету. Но, в целом, новая серия вышла очень достойной и, обладая иными атмосферой и ритмом, ничуть не посрамляет облика своих предшественниц. Посмотрев ее, хочешь лишь одного: увидеть «Пиратов Карибского моря-5». И, знаете, все идет к тому, что так и будет.
Кроме увлекательных приключений и великолепного актерского состава, «Пираты» - это удивительной красоты пейзажи, которые, кажется, могут быть плодом только чьей-то богатой фантазии. Однако несмотря на бешеную популярность пиратской серии, четвертый фильм уступает предыдущим в качестве шуток и в связности повествования. Джек Воробей уже не так остроумен, а словесные перепалки до нелогичности быстро переходят в драки, на которые, впрочем, смотреть интереснее, чем на несмешные диалоги. Но если не сравнивать новую серию с предыдущими и быть истинным фанатом «Пиратов», то все недостатки отходят на второй план по сравнению с долгожданной встречей с любимыми героями.
Те, кто с ужасом ждал радикальных перемен, вздохнут спокойно. По сравнению с трилогией Вербински в новой серии изменились только нюансы. Картина правильно построена по принципу фуршетного канапе: в зазоры между ударными трюковыми эпизодами аккуратно вставлены цирковые репризы (попадаются и маленькие шедевры: например, сцена с пончиком), при этом само слоеное произведение остается на удивление легким, что называется на один укус. Прихватив всего понемногу и не заморачиваясь на частностях, любитель мюзиклов Маршалл окончательно превратил диснеевскую пиратскую возню в семейный карнавал с зомби и русалками.
Первый и самый заметный недостаток фильма, как ни странно, это сам Джонни Депп. Уже с первых кадров видно, что он честно отрабатывает свой огромный гонорар, но не более того. В глазах его героя нет ни былого задора, ни былой удали. Второй отрицательный момент - это море. Точнее почти полное его отсутствие в картине. И это при том, что фильм посвящен корсарам, а не археологам, отправившимся на поиски древнего артефакта. Никаких морских баталий и кошмарных чудищ, никаких даже самых слабых намеков на тот дух безграничной свободы и авантюризма, который буквально пропитывал каждый кадр оригинальной трилогии и являлся основным мотивом для всех без исключения героев. И все же, как не парадоксально, "Пираты Карибского моря 4: На странных берегах" достойны похода в кинотеатр. Даже несмотря на полное отсутствие динамики и духа, несмотря на уставшего Деппа, незапоминающихся злодеев и второстепенных героев. Достойны потому, что "Пираты Карибского моря" - это, пожалуй, лучшее, что случилось с приключенческим кинематографом со времен "Индианы Джонса".
Совершенно ничего особенного, но как раз тот самый киношный аттракцион, который вполне можно посмотреть в компании со старым добрым попкорном, с веселым молодым пивом, ну или с семечками, если вы законченный интеллектуал. Ощущение во время просмотра такое, что как будто припал к Источнику вечной молодости. Поэтому опасайтесь ненароком намочить штаны, ребята, зачем вам такие конфузы?
Казалось бы, новый фильм должен предложить новых персонажей. Однако ни один из них не получился. Схематично нарисованы и Черная Борода, и его дочь Анжелика. Барбосса в четвертых «Пиратах» превзошел Воробья в умении кривляться. А любовная линия получилась не только невразумительной и второстепенной, но и, мягко говоря, бесперспективной. Как вы думаете, чем может закончиться любовь проповедника к русалке? На протяжении всего просмотра меня не покидала мысль, что все это уже было. Отдельные куски можно безболезненно вставить в любой из фильмов франшизы без потери смысла. Из таких кусков и состоит вся лента. Похоже, Роб Маршалл хотел не растерять очарования трилогии, заимствуя из нее идеи и образы. Но это не помогло.
Возможно, не все согласятся со столь пессимистичным выводом, но очередной «сиквел» воспринимается захватывающим, изобретательным, динамичным и… вполне традиционным приключенческим фильмом. Роб Маршалл, показавший себя большим знатоком и новатором мюзикла, к сожалению, не так тонко чувствует природу сугубо развлекательного действа, проникнутого духом авантюризма и романтики, как Гор Вербински. Маршалл, к сожалению, пошёл более привычным путём, включив сверхъестественные элементы сразу, – почти как Стивен Спилберг в четвёртой ленте об Индиане Джонсе. Впрочем, из вышеописанного всё же не следует, что лента обязательно разочарует. Депп по-прежнему не утратил задора и сноровки, изображая самого странного и непредсказуемого пирата в истории экрана, которому наконец-то досталась равная соперница.
Во многом очарование прошлых серий держалось на противостоянии старого романтического мира пиратов и магии наступающему миру торговли и технократии. Маршалл сосредотачивается на внутрипиратской возне, а про отвечающих в этой серии за новый мировой порядок испанцев (не столько технократов, сколько ревностных католиков, что еще хуже) забывает. Положенных приключенческой ленте побегов, схваток, перебранок и предательств в итоге хватает, но баланс нарушен: история из по-хорошему безумного кино превращается обратно в парк аттракционов, откуда и вышла.
Герой Джонни Деппа в предыдущих эпизодах развлекал публику мелким мошенничеством, размашистыми движениями и крупной любовью к «Черной жемчужине». Он притворялся второстепенным героем «Пиратов», но мы-то знали, кто тут главный. И вот наконец он стал настоящим капитаном Джеком Воробьем — сам превратился в сюжет и слегка растерялся. Шут занял место короля, а вместо законов начал издавать смешные звуки. Сначала это забавно. Потом становится скучно. Режиссер и бывший хореограф Роб Маршалл делает чудесные мюзиклы («Чикаго», «Девять»). Похоже, он и к «Пиратам» подошел так же: герои выглядят убедительно, лишь когда бегут, плывут или дерутся, но когда они пытаются поговорить, хочется включить музыку погромче. Никакой страсти, никакой любви, Джек Воробей теперь и ненавидит с осторожностью — как плохому танцору, ему что-то мешает. Но, может, и хорошо, что четвертые «Пираты» уже не так мрачны и шизофреничны, как предыдущие серии. Это более детский фильм, и поэтому он заработает много пиастров. У русалок выдающиеся 3D-бедра, Пенелопа — красавица, Депп — лапочка, продолжение, судя по всему, следует, папа Джека Воробья появляется на минутку, пьет и исчезает. Хочется последовать его примеру.
Просматривая «На странных берегах», мы как начали смотреть на Капитана Воробья в начале фильма, так и не оторвали от него глаз до самого финала. В такой момент все зависит от актера (пан или пропал), которым в нашем случае был Джонни Депп. Но не смущенный таким вниманием, Джек раздавал на пироги нашим глазам в течение всего фильма, как в старые добрые времена. И, наконец, если первая половина приключения была относительно спокойной и немного скучной (что даже перепугала людей настроенных на непрерывный хохот), то второй удалось расставить все по своим местам. Несомненно, Робу Маршаллу удалось узнать, где зарыта собака. Но для этого ему понадобилось некоторое время, именно из-за этого первая половина картины немного не соответствовала духу франшизы. Ведь рецепт успеха «Пиратов» чрезвычайно прост – предложить зрителю не только захватывающую историю, полную приключений и любовный переживаний, красивых схваток и декораций. Зритель хочет умных и продуманных диалогов, фирменных шуток а-ля Джек Спэрроу, нестандартных ситуаций и много веселья, которое с «Проклятия Черной жемчужины» является визитной карточной всей серии. Все это мы увидели лишь во второй половине фильма – мотайте на ус, господин Маршалл.
Роб Маршалл, будучи влюбленным в приключенческое кино и мюзикл, постарался объединить их в единое целое, как это делали раньше, во времена Джина Келли и Ивонн Де Карло. И, в целом, у него получилось. Правда, в результате, мы получили еще более бессвязную историю и полноценный бенефис Джонни Деппа, который затыкает всех за пояс своими безупречными трюками-па и отточенной пластикой. Что не всем понравится, так как уже в третьей части Джека Воробья и так было многовато. А здесь его не просто много, а катастрофически много. Но что мы хотели от франшизы, основанной на диснеевском аттракционе? Фильм полностью перевоплотился в американскую горку. Но если после прочтения вы подумали, что «Пираты Карибского моря: На странных берегах» не получился, то зря. Не слушайте никого, а сходите лучше сами на эти кино-горки. Авось и понравится. Я даже уверен, что найдутся те, кто полюбит и эту невразумительную часть.
Джонни-Джек в данном конкретном кино не более чем свадебный генерал, он бродит, фехтует, шуткует, тырит по карманам и сражает наповал, но не совершает ни одного сюжетообразующего действия, и Пенелопочка в этом смысле — тоже тот ещё голос за кадром. Остаётся ударный Джеффри Раш со своей щербатой улыбкой и, совсем немного, матримониальный капитан Тич Чёрная Борода. Два старых негодяя, кто кого перенегодяит. Скучно ли это всё смотреть? Учитывая обилие темноты, в затяжной середине таки можно и проспать всё интересное, вначале и конце — местами занятно, но слишком уж разбросанно, не укладывается эта история в цельную канву. Смешных моментов тоже не так чтобы полфильма. В итоге казуальному зрителю, наверное, понравится, а вот хардкорные фанаты первой или третьей частей обязательно будут от некоторых пассажей не в восторге, особенно в плане масштабов истории и градуса неадеквата.
Плавали, знаем — это как раз про «Пиратов Карибского моря». Новая серия сказочно-приключенческого блокбастера «На странных берегах» вызывает именно такие чувства — где-то всё это уже было. Причем значительно лучше. Всё на месте, да — но смотрится оно отчего-то совершенно дежурно. Редкий талант Вербински — заставлять абсолютно всё, каждую шуточку, каждый диалог, каждую гримасу, каждый компьютерный пиксель, каждое движение в схватке буквально звенеть и петь, как туго натянутая струна — у Маршалла отсутствует напрочь. Если развивать метафору, струну он вроде натянул. Но вот как заставить её звенеть, так и не придумал. Нет, сказать, что «На странных берегах» совсем беспомощное кино, наверное, нельзя. Это нормальный блокбастер, где много бегают и периодически включаются спецэффекты. Но до той планки, что установил в предыдущих частях Вербински, четвертые «Пираты» не то что не достают — они даже и не собираются прыгать в том направлении.