Фильм Пленный основан на рассказе Владимира Маканина "Кавказский Пленный" и повествует о безумии войны. История охватывает недавние времена, российские солдаты застряли на территории горного массива, расположенного на территории Чечни. Симпатичный, но немногословный командир Рубахин и жизнерадостный снайпер Вовка ищут проводника, чтобы вывести свой отряд в безопасное место. Они захватывают красивого местного паренька, который становиться их ключом к безопасности, за которую им придется заплатить высокую цену...
Учитель сделал универсальную историю о трех мужчинах, оказавшихся в тесной компании друг друга по независящим от простых смертных обстоятельствам, один из которых диковат, другие — хорошо вооружены. Из названия картины исчезло даже определение "кавказский", прописанное в легшей в основу фильма повести Маканина. Пленный — он и в Африке пленный. Но зачет этому фильму нужно проставлять совсем не здесь, и даже не там, где маячит страдающая культурным ожирением великая туша гуманизма. И уж подавно — не за антивоенный пафос, хотя Учителю удалось показать войну как место, где нужно удушить другого человека своими, просто-напросто, руками. Скорее это история об удручающей человеческой взаимозависимости и абсолютной невозможности сменить маршрут судьбы.
Экранизируя «Пленного», Учитель, кажется, не определился до конца с тем, нужны ли ему все эти двусмысленности. Параллель со «Смертью в Венеции» явно подчеркнута кастингом, но гомоэротическая составляющая ходьбы по горам деликатно запрятана в глубокий подтекст. Плюс к тому «Пленный» снят в свойственной Учителю техничной, отстраненной манере, в очень актуальном сейчас международном киноформате, подразумевающем не столько высказывание, сколько констатацию факта, — а в случае с новейшими локальными войнами констатировать можно только одно: полное непонимание и полную бессмысленность происходящего.
Что ж, Кавказ в «Пленном» и правда хорош, вся военная кухня поставлена очень пристойно и довольно правдоподобно, а когда режиссер начинает через оптический снимать издевательства боевиков над нашим пленным, даже возникает саспенс! Другое дело, что раньше эти горы и долины были всего лишь сценой, на которой боролся устав и непредвиденные ошеломляющие чувства, теперь же ландшафт/пейзаж, по которому бредут люди, и есть самое главное. Понять режиссера можно: как старый солдат, он не стал копаться в тонкой душевной инженерии, во всех рискованных переживаниях и влечениях, а сделал то, что так хорошо умеет, — «Прогулку» по горам.
Война в «Пленном» — абстрактное разрушительное зло, вынуждающее людей лишать и избавляться от красоты духовной, без которой человек лишь пешка в социальном хаосе и незрячий участник безжалостной, бессмысленной игры, которая уравнивает всех и каждого. Что касаемо той самой опасной симпатии, благодаря которой пресса окрестила картину нашим ответом «Горбатой горе», «Пленный» — совершенно стерильная и бездушная совокупность недоговоренностей и намеков. Режиссер ожидаемо теряется в постановке интонаций и уж совсем несмело пытается завуалировать очевидный гомоэротический подтекст. В итоге, ввиду этой самой неопределенности авторов ленты, хорошие актеры не понимают, что именно им нужно сыграть.
Общая черта Учителя и многих других российских режиссеров, начиная с самого гениального из них, Эйзенштейна - в том, что им глубоко наплевать на устройство физического мира. Никакой закон им не писан, и, если того требует их демиургический комплекс, можно хоть взбунтовавшихся матросов брезентом накрывать, хоть вести пленного мальчишку выручать танковую колонну. Но Эйзенштейн хотя бы имел смелость признать, что ему начхать на то, как все происходит на самом деле, поскольку в его (читай – пропагандистском) искусстве цель оправдывает средства, а Учитель с настойчивостью, достойной лучшего применения, твердит, что в его фильме "все как в жизни".