Фильм По ту сторону надежды посвящён теме беженцев, представляя собой комедийную драму или же трагикомедию по своему жанру, и является по словам режиссёра Аки Каурисмяки (Гавр), вероятно, последним в его кинематографической карьере. На 67-ом Берлинском кинофестивале данный финско-немецкий фильм участвовал в главной номинации на звание лучшей картины, а Каурсимяки удостоился "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру. В числе заслуг постановщика за его предыдущие работы также наградные "золотые пальмовые ветви" Каннского фестиваля и номинация на премию "Оскар".
Сюжет фильма выстроится вокруг коммивояжёра Викстрёма, продающего галстуки и рубашки. На грузовом корабле в Хельсинки он знакомится с молодым механиком Каледом, беженцем из Сирии. Его дом разгромлен, почти вся его семья убита, за исключением без вести пропавшей сестры, и теперь он намерен легализоваться в Филяндии, где и планирует начать новую жизнь. На деньги, выигранные в карты, Викстрём желает начать ресторанный бизнес, и желая помочь Каледу, нанимает того в свой ресторан в качестве разнорабочего по самым различным поручениям. Теперь добродушные сотрудники ресторана пытаются спасти Каледа от прошлого и воспоминаний о войне, от банды местных фашистов, а также от законодательства страны в отношении приезжих нелегальных эмигрантов. А сам мужчина занят поисками пропавшей сестры и полон идей, как улучшить ресторанчик, превратив его в отличное и популярное местное заведение.
Актёрский состав фильма полон финских артистов, как Вилле Вартанен, Томми Корпела, Кати Оутинен, Сакари Куосманен, Томми Эронен, Мирья Оксанен, а роль Каледа исполнил настоящий сирийский актёр Шерван Хаджи, дебютант в большом кино. Дата премьеры фильма в России назначена на седьмое декабря 2017 года.
На экране фирменное финское безвременье: уже тридцать лет в фильмах Каурисмяки стоят то ли семидесятые, то ли пятидесятые, и режиссер тщательно следит, чтобы современность по возможности не портила восхитительные костюмы, прически, автомобили и музыкальные пристрастия его героев.
Визуальный минимализм, статика камеры, медитативный темпо-ритм и внешняя невозмутимость актеров, доведенная до абсурда и превращающая их в подобие манекенов… И, конечно, неповторимая ироничная меланхолия (или меланхоличная ирония), которой пропитан каждый без исключения фильм финского маэстро и в которую не влюбиться нельзя.
Каурисмяки и его постоянный оператор Тимо Салминен берут новые высоты минимализма и анекдота. Его артисты, включая неизменных Сакари Куосманена и Кати Оутинен, заставляют зал умирать от смеха одним движением бровей и даже самой своей неподвижностью.
Фильм "По другую сторону надежды", который по-любому выше на две головы "конкурирующих" картин про страдания трансгендера ("Фантастическая женщина") и про страдания африканской певицы ("Фелисите"), мой личный фаворит берлинского фестиваля.
Огромное количество элементов фильма — от предметного антуража до диегетической музыки, от растворения финского и фарси в английском до убойного кулинарного вернисажа — расширяют социально-политическую проблематику картины.
Каурисмяки тихим и совершенно потрясающим образом напоминает нам и о том, что как бы безразличен и жесток ни был этот свет, главного ему не отнять. Надежда — самообман, но это — все, что у нас есть.
Словно кино пытается вернуться к голливудскому опыту 30-х годов, когда фильмы спасали от депрессии.
Любой другой режиссер снял бы драму, а Каурисмяки снимает комедию. И всегда находит лучшее в людях.
Каурисмяки, финский меланхолик с чувствительной душой и уникальным черным чувством юмора, - единственный режиссер в конкурсе Берлинале, которого можно назвать гением.
Каурисмяки вообще не оглядывается на моду, «тенденции». И когда в действительности правит глупость, зло и нетерпимость — искусство призывает в помощь надежду, дефицитный сегодня товар.
Блестящая тонкая драмеди о столкновении старой Европы с молодой ближневосточной энергетикой – грусть, юмор и открытый финал. Все как в жизни.
Несмотря на, казалось бы, острую и злободневную тему ленты, ее герои далеки от политики, они обычные люди, в которых нет подогретой искусственно, ничем не обоснованной ненависти к чужакам.
Ненавязчивый и трогательный оммаж к незавидному положению пребывающего в беде человека.
Режиссер рассказывает эту современную сказку, не боясь повторяться (судьбе беженца был посвящен его предыдущий фильм «Гавр») и даже позволяя себе менее тонкий, чем обычно, юмор.
«По ту сторону надежды» Каурисмяки не прыгает выше головы - просто выходит и в компании бокала чего-то покрепче рассказывает очередную печальную байку, от которой все вокруг покатываются со смеху.
Герои Каурисмяки не подозревают о существовании навязчивого агрессивного «сейчас» с постоянно меняющейся повесткой дня. Просто внезапно его глобально бездомные, слишком уязвимые для жизни герои из фильмов перекочевали на телеэкраны.
Дело не только в том, что постановщик стал старше и, видимо, подустал, если теперь работает явно реже, нежели раньше - с перерывами в четыре-пять лет.