В фильме Побочный эффект двое врачей психиатрической клиники проводят лечение пациентки экспериментальными препаратами. Находящаяся в депрессии после того, как её муж попал в тюрьму, сидящая на антидепрессантах главная героиня начинает ощущать, что от лечения проступают неожиданные побочные эффекты.
«Побочный эффект» — торжество холодного формализма, того, за что Содерберга принято ненавидеть: техничность, доведенная до абсолюта, совершенное владение киноязыком, виртуозное умение держать ритм.
Так или иначе, когда манифест о психологических осложнениях превращается в остросюжетное кино, где есть и смерть, и заговоры, и плутовство – это более чем приятный сюрприз. Содерберг породил эдакую двухголовую гидру: первая башка довольно занудна, зато вторая демонстрирует чудеса обаяния и смекалки.
Актёрский состав фильма – ещё один весомый аргумент для его просмотра. Джуд Лоу и Кэтрин Зета-Джонс, играющие двух психиатров, Руни Мара, уже без татуировок и пирсинга, исполняющая роль девушки, страдающей от депрессии. Есть ещё и Ченнинг Татум, но он как был просто красивым актёром, так им и остался, благо его роль в "Побочном эффекте" не столь важна, чтобы сокрушаться по этому поводу.
Выстраивая «ракурсы Родченко» для показа устоявшегося, но такого хрупкого мира честного психиатра и переходя на ручную камеру в моменты приближения к грани безумия, Содерберг рисует весь фильм блеклыми, выцветшими красками, создавая впечатление тотальной депрессии общества, которому режиссер прописал довольно горькую пилюлю.
Выражение «побочный эффект», используемое в названии, таким образом получает еще один смысл, остроумно заложенный Содебергом, - происходящее в фильме и есть побочный эффект такого социально-экономического устройства, где каждый сам за себя и стоит однажды оступиться, рискуешь лишиться всего и вдобавок стать невротиком.
Если это и в самом деле прощальная картина Содерберга, она в какой-то мере подытоживает его киноопыты: женщина на кушетке врача ("Секс, ложь и видео"), восхитительно извилистый сюжет ("Там, внутри", "Вне поля зрения"), влияние экономического упадка на людей ("Девушка по вызову", "Супер Майк") и Кэтрин Зета-Джонс ("Траффик") в роли предыдущего психоаналитика Мары. И все же фильм не кажется перенасыщенным. В нем есть энергия и мощь дебюта.
"Побочный эффект" – нельзя назвать его квинтэссенцией, но можно обозвать кульминацией, особенно если пройтись перед сеансом по предыдущим и ранним его работам. Художественная подача бытового материала, реализм содержания, разбавленный красочной подачей – и все это словно измерено линейкой с циркулем.
И если химия отражает один путь к мнимой полноте жизни, то аферы, проворачиваемые мужем героини, представляют другой путь к незаслуженному успеху. Что Содерберг при этом подразумевает? Никаких прямых ответов фильм не содержит, но под блестящей упаковкой, похоже, кроется крайне горькая пилюля: никаких гарантированных способов излечиться от несчастья в этом мире нет.
"Побочный эффект", безусловно, оказался намного сильнее предыдущих работ Содерберга - и уже упомянутого "Супермайка", и "Нокаута", и "Заражения". Но в сердцах зрителей Содерберг уже, наверное, навсегда останется создателем "друзей Оушена", где кроме прекрасных актеров и захватывающего сюжета, были еще юмор и драйв.
Восхититься изощренностью этого киноязыка, наверное, можно, если вбежать на "Побочный эффект" немедленно после какого-нибудь произведения Сарика Андреасяна, а если посмотреть содерберговскую картину после самого скромного и непритязательного фильма Хичкока, с которым наиболее доброжелательные рецензенты сравнивают этот притворяющийся психологическим криминальный триллер