Фильм Портрет незнакомца это русская мелодрама о Москве 1979-го года о радиоведущем Олеге с приятным бархатным голосом, усталым взором и очаровательной харизматичной улыбкой. Ушёл из театра, работу в кино не предлагают, так что весь свой талант артиста главный герой тратит на радио, участвуя в кажущейся бесконечной радиопостановке о российском шпионе в Америке. Но однажды даже это радио-шоу внезапно закрывают, а жена и вовсе выставляет его из дома. Такие обстоятельства не только меняют всё в жизни главного героя, но и в судьбах всех вокруг него, с кем он связан.
Постановщиком картины здесь выступил Сергей Осипьян (Парень с Марса, Чёрная вода), а сюжет сочинить ему помогали Александр Лунгин (Выжившие, Горячие новости) и Ксения Кияшко. В продюсерах мелодрамы значатся также Виолетта Кречетова и Артём Васильев (Общага, Джетлаг, Трое). За операторскую работу отвечает Всеволод Каптур, за монтаж Павел Ханютин, а за музыкальное сопровождение Евгений Штейнберг.
Актёрский состав фильма в главных ролях возглавляет Юрий Буторин. Компанию ему здесь составили Кирилл Пирогов (Братство, Разбуди меня, Плюс один), Ксения Кутепова (Аванпост, Эбигейл, Дылда), Полина Кутепова (Петербург. Только по любви, Возвращение Буратино, Ку! Кин-дза-дза), Евгений Цыганов (Неадекватные люди 2, Цой, Тварь), Галина Тюнина (Северный ветер, Матильда, Снежная Королева), Никита Тюнин (Коллектор), Вера Строкова (Шапито-шоу, Россия 88), а также здесь сыграли: Илья Любимов (Одноклассницы: Новый поворот, Чистое искусство, Невидимки), Рустэм Юскаев и другие артисты.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах на первое января 2022 года. Прокатчиком картины выступает компания «СППР». Хронометраж заявлен в сто семь минут экранного времени. А возрастное ограничение к просмотру в нашем прокате фильму присвоено 16+
Все это позволяет создать максимально привлекательную (но не лубочную) панораму «застойных-запойных», где простые граждане азартно танцуют под «Ребят 70-й широты», пытаются прорваться всеми правдами и неправдами в недосягаемый «Метрополь» и ждут до скончания века открытия пивного ларька, продавщица которого ушла, согласно объявлению, на 30 минут.
Под маской ироничной комедии Осипьян ловко скрывает политический памфлет, который до поры до времени прячется на дне подарочной коробки, присыпанный гофрированной стружкой профессиональных шуток, каламбуров и мелодраматических отклонений.
«Портрет незнакомца» не стоит расценивать как политический манифест, критику застойного прошлого или попытку дать характеристику поколению. Осипьян дает возможность увидеть кусочек жизни человека, который жил в другую (но похожую и на нашу!) эпоху, проникнуться его проблемами и будто бы почувствовать рукопожатие через десятилетия.
В загородном доме отца под Луккой Барбара и Кьяра пересматривают старые фотографии и предметы из прошлого, рисуя зрителю портрет никому еще не известного Марчеллуса Доминикуса Винцентиуса Мастроянни.
Кино скорее для людей более старшего поколения, которые очень хорошо ориентируются в советской культуре 70-х годов. Без этого знания многое в фильме может остаться незамеченным и непонятым, и 100 с лишним минут хронометража покажутся просто бессвязным утомительным действом.
События картины настолько многослойны, запутанны и стремительны, что в какой-то момент она разваливается на отдельные сценки и превращается в театральный капустник.