В фильме После нашей эры через тысячу лет после глобальной катастрофы на Земле человечество переселилось жить на другую планету под названием Нова Прайм. Знаменитый генерал по возвращении домой в семью берёт своего тринадцатилетнего сына в прогулку на летательном аппарате, но из-за метеорного дождя они оказываются на почти безжизненной Земле. Теперь мальчик должен запустить маячок и передать сигнал бедствия, чтобы выжить и вернуться домой.
Фантастическая драма «После нашей эры» рассчитана на зрителей фильмов о выживании в опасных условиях, хотя фанаты Уилла Смита будут разочарованы небольшим объемом роли актера, основную часть которого он еще и проводит в парализованном состоянии.
Оригинально и до мелочей продуман дизайн будущего, а Земля, населенная мутировавшими животными, представляет собой один из самых впечатляющих и красочных фантастических миров за последние годы. Китай встречает здесь даже гигантскую птицу, напоминающую птицу Рух из восточных сказок.
Добротный, но предсказуемый фантастический боевик Найта. М. Шьямалана про отдаленное будущее Земли — бенефис Джейдена Смита с его отцом Уиллом на втором плане.
И по сравнению с «Девушкой из воды», «Явлением» и тем более «Повелителем стихий» «После нашей эры» — не просто прогресс, а гигантский скачок обратно из бездонной тьмы к свету. На нём зарождается робкое подозрение, что дни режиссёрского бренда «М. Найт Шьямалан» всё-таки ещё не окончательно сочтены.
«После нашей эры» - это не возвращение к истокам, но выход из крутого пике, в которое индийский режиссер несколько лет назад отправил свою карьеру. Дадут ли ему шанс взлететь - зависит от сборов.
Но режиссер М. Найт Шьямалан, известный своей склонностью превращать даже приключенческие истории в вязкие триллеры а-ля «Шестое чувство», и здесь гнет свою линию, предпочитая тормозить действие размышлениями об экологии, притчевыми нью-эйдж метафорами и паузами, ослабляющими саспенс триллера о выживании.
Джейден – достойный наследник Уилла, уже проявивший себя в фильмах "В погоне за счастьем" и "Карате-пацан", и через пару лет ему вполне можно было бы доверить спасение какого-нибудь экранного мирка. Но пока это до боли знакомое лицо не вполне справляется с собственной мимикой, которая колеблется от наивного выражения ужаса до не менее наивного геройского пафоса.
«После нашей эры» — история взаимоотношений отца и сына, которая так и остается большим летним блокбастером, хотя у авторов были все возможности и предпосылки для создания чего-то стоящего.
Боюсь, что после «Шестого чувства» и «Таинственного леса» режиссёр никак не может прийти в себя для того, чтобы довести хотя бы один проект до логического завершения. У Фредерика Брауна есть замечательный рассказ о мистере десять процентов, Шьямалана можно смело назвать мистером семьдесят процентов.
Жанр футуристической фантастики не знает компромисса: достигнуть успеха тут можно либо изящно иронизируя над всеми предыдущими, удачными и неудачными, попытками быть серьезным, либо, включив Кубрика, попытаться выдать что-нибудь совсем невиданное.
«После нашей эры» – в первую очередь психологическая драма с огромным-огромным бюджетом. Вначале это обескураживает: подсознательно ожидаешь от фильма с такими яркими космическими постерами техногенного праздника со всеми вытекающими: разные виды чудовищ, оружий, звездолетов, солдатов и декораций.
А что касается постапокалиптической Земли, авторы все равно не смогли придумать ничего лучше, чем несколько увеличить уже существующие виды флоры и фауны в размерах — в тревожном соответствии с раздутыми эго семейства Смитов и нанятого режиссера.
Задуманный как пьеса на двоих об отношениях отца и сына, усиленная элементами научной фантастики, «После нашей эры» проваливается и как психодрама (два ведущих актера почти не контактируют физически, взаимодействуя лишь с помощью средств связи), и как жанровое кино (в центре сюжета о «запахе страха» огромная логическая дыра). Это не фильм, а фантомная боль
Увы, но даже сыгранный дуэт на спасает фильм от выхолощенности. Своего рода семейное кино Смитов не работает ни как триллер, ни как приключения, да и с ролью фантастики справляется скверно. Пожалуй, лучше бы ему было остаться в рамках изначальной концепции – неудачного похода отца и сына, из-за которого последнему пришлось пробираться через лес, чтобы найти и привести помощь для первого.
Увы, Шьямалан-писатель не Маккарти, а Шьямалан-режиссер не Хиллкоут, соответственно Уилл и Джейден Смит не дотягивают до Вигго Мортенсена и Коди Смита-Макфи.
И не надо быть вангой, чтобы понять, как глубоко зашло шьямалановское грехопадение, ведь он там даже не шоу-раннер, а просто нанятый режиссёр. И лучше чтобы из этого проекта получился второй «Твин Пикс», иначе стюардессу придётся уже закопать, чтобы не мучилась.