В фильме Последнее изгнание дьявола преподобный Маркус Коттон совершил больше экзорцизмов, чем может вспомнить. Наконец, он решил исполнить своё последнее изгнание и заснять его на видео. Маркус нанимает группу операторов и едет на ферму в Луизиану к Луису Свитцеру, чья дочь Нелл ведёт себя крайне странно. Однако весь его предыдущий опыт был недостаточен, чтобы подготовить его ко встрече с настоящим злом. Теперь ему предстоит собрать остатки своей веры, чтобы попытаться спасти Нелл, свою команду и даже себя.
Штамм умудрился почти буквально воспроизвести опыт «Ведьмы из Блэр», избежав при этом какой бы то ни было вторичности и подражательности. Два принципиальных отличия от «Ведьмы из Блэр» заключаются в том, что Штамм сделал ставку, во-первых, на актерскую игру, а во-вторых – на операторские изыски. В проекте Дэниела Майрика и Эдуардо Санчеса ни то ни другое, в общем-то, не требовалось, поскольку стилизация под любительскую съемку была абсолютной. Даниэль Штамм лишь в начале ограничивается имитацией «документа», а затем задействует на полную катушку бесспорный талант оператора Золтана Хонти, умеющего практически каждый кадр, даже снятый на подрагивающую ручную камеру, выстроить как произведение искусства.
Дело "Ведьмы из Блэр" живет. Несмотря на прошедшие десять лет, мокьюментари по-прежнему является наиболее удобным способом превратить постыдное выражение "нехватка финансирования" в торжествующее "концептуальность". К тому же в хорроре псевдолюбительская съемка дрожащими руками и Lo-Fi картинка нередко пугают сильнее, нежели бассейны компьютерной крови. К тому же при всей своей вторичности, фильм Стамма не лишен собственного обаяния. Прежде всего благодаря юмору и потрясающим типажам почти карикатурных деревенщин.
Упражнение по прививке «Изгоняющего дьявола» к дичку «Ведьмы из Блэр» удалось режиссеру Штамму главным образом благодаря чувству юмора (неожиданно смешные моменты тут попадаются почти до самого финала, а в некотором смысле и дальше) и отсутствию фанатизма: не переусердствовав с претензиями на реальность, он и монтирует вполне по-взрослому, и позволяет своим замечательным актерам играть драматические роли, а не изображать простых людей. Что, однако, кардинально выделяет «Изгнание» из потока курсовых с того света, так это изящество, с которым форма взаимодействует тут с содержанием.
Будучи коротенькой оккультной чепухой, этот спродюсированный Илаем Ротом ужастик выгодно отличается от прочих якобы страшных мокьюментари очевидным профессионализмом постановщиков: смонтирована картина ловко и умело, главная актриса мастерски владеет своим непослушным по сценарию телом, да и наличие какого-никакого сценария не может не радовать. Пожалуй, единственная проблема этого релиза заключается в том, что подобным сегодня уже никого не испугаешь.
В отличие от недавнего бессмысленного «Паранормального явления» «Последний экзорцизм» — скорее удачный образец этого специфического поджанра. Во-первых, он притворяется не любительской съемкой (что обычно очень скучно), а нормальным документальным фильмом. Поэтому и действие смонтировано пободрее, и камера не так бесновата, и в любой момент понятно, кто и зачем эту камеру держит. Во-вторых, сценаристы, продюсер Элай Рот и режиссер Даниэль Штамм грамотно придумали структуру и детали.
Фильм демонстрирует действительно интересную метаморфозу, начавшись как типичный mockumentary с ярко выраженной сатирической (точнее, антиклерикальной) направленностью и постепенно углубляющийся в мистику, тем сильнее пугающую из-за эффекта документального присутствия. Возможно, авторы намекали на крылатое выражение Шарля Бодлера о величайшей хитрости дьявола, сумевшего убедить людей в том, что он не существует, и развили мысль, поведав о жестокой шутке врага рода человеческого над возгордившимся человечишкой. Юная актриса Эшли Белл не уступит самой Линде Блэйр, хотя и делает упор не на уродующий грим, а на немыслимые манипуляции с собственным телом – вплоть до имитирования левитации! И Стэмм вносит персональный вклад в развитие хоррора, своеобычно развив, пожалуй, ключевой мотив жанра – заронив в души зрителей сомнение относительно всемогущества рационализма, оказывающегося бессильным в такие моменты, как далеко не последний сеанс экзорцизма.
Авторы фильма вызывают уважение своей креативностью. Их проект снят таким образом, что лишь в финале понимаешь: все намеки на неожиданную развязку (а она остается неожиданной, даже если ты, в принципе, смекаешь, куда клонит режиссер!) были, как в хорошем детективе, аккуратно расставлены по ходу действия — редкая «фишка» для хоррора.
Особо хочется похвалить превосходно играющих актеров, создающих у зрителя полную иллюзию того, что он видит не героев постановки, а реальных людей. Фабиан очень хорош в образе самоуверенного служителя культа, потерявшего веру, а Белл (она на 8 лет старше своего персонажа) убедительно изображает инфантильную и застенчивую дочь двинутого на Библии фермера. Прекрасная работа.
Cнятый по проверенному рецепту «цифровая камера плюc репортажная искренность плюc расширенные в притворном ужасе глаза актеров» (вспомним «Ведьму из Блэр» или недавнюю «Паранормальную активность»), фильм разносторонне одаренного немца Дэниела Штамма не очень-то пугает. Это, скорее, не канонический хоррор (кино не очень-то страшное), а насмешливая вариация на сатанинскую тему с сильным креном в психодраму. Главным героем тут кажется даже не одержимая и удивительно гуттаперчевая девочка в ночнушке и красных «мартенсах», а горе-экзорцист, в душе которого происходит конфликт между здравым смыслом (бежать и побыстрее) и внезапно проснувшейся ответственностью за тех, кого обманул. Его вечное возвращение на чертову ферму в какой-то момент уже становится комическим. Тут-то и открываются врата ада.
Фильм, который мог стать первым за долгое время рассказом не о том зле, которое с рогами, а о том, что живет в соседней квартире, как ни странно, испортило присутствие этого самого дьявола. Как только начинается хоррор — ирония испаряется, за кадром наперекор всякому реализму включают мрачную американу, позвонки одержимой хрустят, а языки пламени становятся все ярче, но уже не жгут. И дело тут не в модных трендах, просто с выходом «Последнего изгнания» стало окончательно ясно: черт с рогами зрителю уже не страшен, как его ни малюй.