В фильме "Последний мамонт Франции"
Впору выразить сочувствие парижским сценаристам и режиссерам. Ну что может предложить их воображению ухоженная, вылизанная французская провинция — особенно по контрасту с фантасмагорией российских пространств? Вот и приходится им, сюрреалистам на полставочки, выдумывать всякие несуразности и приколы, гэги и причудливые операторские планы, абсурдистские ситуации и вымученных персонажей. В общем, авторам картины удается кое-как без скуки занять два часа зрительского времени, хотя все равно невольно возникает мысль: что бы они делали, ежели бы не было под руками подлинного мамонта французского кино? И что будет с этим французским кино, когда мамонты вымрут окончательно.
Французский дуэт продолжает гнуть свою линию — снова провинциальная Франция «маленьких людей», угнетенных социальной несправедливостью и общим недружелюбием, снова россыпи эксцентричных аутистов, снова роуд-муви, состоящее из остановок-эпизодов, почти разрозненных сценок. Большинство гэгов попросту не работает — но есть и скорее смешные. Демонстративное желание быть странными ради самой странности, в том числе там, где это совсем не нужно, поначалу ужасно раздражает — но в конце концов эти правила игры принимаешь. Принимаешь даже Депардье, смотреть на которого в последние годы довольно тяжело. Тяжело, однако любопытно — так же любопытно и наблюдать, как в этой насквозь искусственной истории с криво прилепленным хеппи-эндом то и дело солнечными бликами проскальзывает взаправдашняя жизнь, кажется, не столько по, сколько вопреки воле авторов.
Эта трогательная в своей нелепости история зачем-то аттестована комедией, и хуже того — режиссеры тоже ее таковой считают и норовят украсить шутками и гэгами. Весь этот оживляж временами действительно выглядит сюрреалистично — но скорее вопреки замыслу режиссеров, которым кажутся смешными абсурд и неадекват. Фильм изобилует какими-то кособокими, затянутыми, по нескольку раз проговоренными примитивными остротами, но в конечном счете оказывается, что дурацкие кривые диалоги и высосанные из пальца ситуации — под стать самой сути истории.
Если раньше режиссеров сравнивали с Каурисмяки и Коэнами, то теперь последними тут даже не пахнет. На первый план вылезла звенящая стариковская тоска, которая по понятным причинам удается Депардье в последние годы все лучше. Однако смешного все равно хватает, а завидное знание тайников пролетарской души сгодится и для минорных историй.
Драма невстроенности в изменившийся социум находит пошлое лирическое разрешение, люмпен-забытье, в котором прошла непутевая жизнь героя, вдруг объясняется скелетом в шкафу, угрюмую реалистическую картинку оттеняют оптимистичные гитарные напевы. Не знаю, как насчет мясников, а вот про режиссеров де Керверна и Делепина кое-что становится ясно: свое собственное пенсионное будущее эти двое представляют с трудом.
Возможно, что французский зритель поймет все тонкости сюжетной линии и события, происходящие с Мамонтом, но стороннему наблюдателю, на мой взгляд, эта лента покажется просто омерзительной. О какой-то актёрской игре говорить и не приходится, ведь тот же Депардье на протяжении всего фильма сказал максимум десять предложений. "Последний Мамонт Франции" принёс лишь разочарование после просмотра, и остаётся надеяться, что Жерар Депардье перестанет портить свою репутацию такими работами.