В мультфильме Приключения Тинтина: Тайна единорога 3D отважный репортёр Тинтин и его верный пёс путешествуют по миру, оказываясь втянутыми в вереницу увлекательных и опасных приключений.
Прежде всего, этот мультфильм адресован, конечно, малышам, которых от экрана за уши не оттянешь. Таких честных приключенческих лент с прямолинейными героями и неразмытыми понятиями добра и зла нынешнему подрастающему поколению катастрофически не хватает. Им тоже нужны свои «Кортики», «Индианы Джонсы» и «Дети капитана Гранта». А после такого урагана эмоций, который дарит «Тинтин», жажда приключений в их душах просто не может не проснуться.
То визуальное пиршество, которое разворачивается на протяжении всего фильма, даёт вполне исчерпывающий ответ на вопрос об анимационном происхождении картины. Видите ли, если в сюжете есть морские сражения, полёты на аэроплане, погони с затоплением городов и даже драка на портовых кранах, то проще не маскировать спецэффекты под реальность — до полумиллиардных бюджетов Голливуд ещё не дорос.
Работа Спилберга балансирует на грани между мультфильмом и фильмом. Хотя все персонажи — исключительно плод воображения разработчиков, и их мимика, и сама картинка порой невероятно реалистичны, спасибо motion capture. Ещё один плюс — проработанные и сбалансированные образы главных героев (капитан Хэддок особо удался). С балансом в фильме вообще нет проблем: сказывается, видимо, многолетний опыт Стивена Спилберга и Питера Джэксона.
Оказалось, что пока голливудские маркетологи усердно потрошили поднадоевшую всем мифологию, Спилберг хотел снять кино, какое три четверти века назад делал лучше всех. Если судить по «Тинтину», со времен первых фильмов про Индиану Джонса мало что изменилось. Технологии — да, рванули вперед, мчатся с бешеными скоростями, при этом каждый год их набирают. Но суть все равно осталась прежней: любой разухабистый аттракцион обязан быть в первую очередь увлекательным — пожалуй, это первый эпитет, что приходит в голову, когда нужно охарактеризовать сегодняшний мультфильм.
Впечатление о фильме, в первую очередь, это впечатление от визуального ряда, «картинки», которая тут выше всяких похвал, планы, виды, кадры просто поражают даже искушенного зрителя, а неискушенного завораживают. Потому что неискушенный зритель не особо задумывается о визуальных эффектах. Но Стивен Спилбер был бы не Стивеном Спилбергом, а каким-нибудь Майклом Бэем, если бы ограничился только интересной визуальной составляющей, то есть, нет, не интересной, а потрясающей.
Тут вечно кто-то за кем-то гонится, сюжет несется следом, и никому не дают перевести дыхание. От зрителя ждут, что он будет бежать вровень, но только если сам того захочет. Купаясь в роскоши придуманной Эрже вселенной, фильм умоляет вас присоединиться. Противиться такому может лишь очень жестокое сердце.
Редкие претензии, адресуемые картине, сводятся к трем моментам. Во-первых, Спилбергу все же не удалось реалистично передать физику — порой персонажи двигаются неестественно. Во-вторых, ретро-антураж вряд ли потянет на плюс в глазах современных детей. В-третьих, героя Тинтина и архигада Сахарина вчистую затмевает комичный пропойца Хэддок, неустанно выдающий алкогольные гэги.
Если вы ни разу не видели комиксов о приключениях Тинтина, то вас может испугать внешность главного героя. Выглядит он, прямо скажем, как наивный придурок с щенячьими глазами. Впрочем, в оригинальном комиксе, автор которого был художником-самоучкой, этот персонаж выглядит ненамного лучше. Вердикт: хороший приключенческий мультфильм для детей среднего и старшего возраста. Взрослым, скорее всего, будет скучно.
Редкостный энтузиазм Стивена Спилберга, думаю, очевиден не только тем, кто непосредственно в процессе съёмок наблюдал за выдающимся режиссёром, всецело поглощённым работой с цифровой камерой. Он широко и продуманно использует долгие (не содержащие монтажных склеек) планы невероятной сложности, позволяя неотступно следить за стремительной сменой событий. Интрига не только непредсказуема, таит массу сюрпризов и отвлекающих манёвров (вспомним хотя бы линию Дюпона и Дюпонна, проницательно вычисляющих неуловимого карманника), а главное, начисто лишена малейших простоев и пробуксовок.
Желающие увидеть серьезное или, скажем, «взрослое» кино должны быть осмотрительны, так как «Тайна единорога» получалась еще более детской и «спилберговской» (даже злодеи не разбиваются, а падают на груду картонных коробок), чем «Супер 8» этого года. Хотя, казалось, дальше просто некуда :) К тому у нас всегда есть возможность над чем-то посмеяться – особенно порадовала ось Хэддок-Тинтин: капитан Хэддок гораздо старше Тинтина, но именно последний выступает «отцом» или «мамочкой» в их отношениях – оба эпитета здесь абсолютно уместны.
Результат оказывается настолько же новаторским, насколько и развлекательным — виртуальность мира Тинтина позволяет воображаемой камере делать что угодно: летать над улицами, крутиться вокруг своей оси, вглядываться в зеркальные коридоры или слои пыльных стекол. Тут вообще ничто не мешало бы снять фильм одним планом (жаль, что Орсон Уэллс не дожил до этого дня) и пролететь через всю планету, но традиция плоского кино берет свое, заставляя резать, склеивать, компоновать.
Казалось бы, всё на месте — антураж, атмосфера, юмор, действующие лица, зрелища, красоты и восторг юности в пожилых режиссёрских глазах. Перед нами классический спилберговский фильм во всём, кроме одного — не уделяя нужного внимания самому главному, он становится безумно легковесным, приносит удовольствие по пути, но забываться начинает буквально тут же, в кинозале.
Подводя итоги, стоит признать, что "Приключения Тинтина: Тайна Единорога" получился ярким, технически безупречным, но совершенно стерильным фильмом. Он достоин похода в кино, так как смотреть его на самом большом домашнем мониторе не имеет никакого смысла, но не более того. Вероятнее всего, картине будет очень непросто вернуть потраченные на ее производство 140 миллионов долларов и неизвестную пока сумму на продвижение. И даже, если это произойдет, то инвесторам придется крепко задуматься о финансировании продолжения истории бельгийского журналиста, так и не сумевшего принять эстафету у Индианы Джонса.
Это в каком-то смысле «Аватар» наоборот: компьютерная графика обычно стремится к максимальному реализму, «Тинтин» же с его триллионами пикселей и запрятанными под них живыми артистами триумфально неправдоподобен и больше всего похож на переснятого в 3D Миядзаки. От всего этого не хочется отрывать глаз: миллион находок, тысяча шуток, полдюжины по-настоящему впечатляющих сцен — вроде рукопашной на подъемных кранах или длиннющей погони с участием мотоцикла, птицы, собачки и танка, показанной одним невозможным планом а-ля Де Пальма. Загвоздка одна: сам Тинтин — немножко пустое место. Не плохой, не хороший, без недостатков, но и без явных достоинств (если не считать отличной физподготовки), без слабостей, без проблем.
Не стоит забывать и о паре примеров того, что может Спилберг, когда он в ударе — например, дуэль на портовых кранах или совершенно сумасшедшая сцена погони всех за всеми по разваливающемуся городу, сделанная одним бесконечным планом. Но от этих примеров на «Приключениях Тинтина» в целом становится только тоскливее — когда понимаешь, что в идеальном мире такого Спилберга в «Приключениях Тинтина» должно быть не пятнадцать минут, а ровно сто семь. Вердикт Кочерыжкина — Спилберг на автопилоте, печальное зрелище, проходите, не задерживайтесь.