В фильме Прислуга молодая девушка после окончания института возвращается в родной маленький городок, мечтая стать писательницей, пока служанки вокруг пытаются переключить её на более реалистичные и серьёзные заботы типа замужества и домашнего хозяйства.
Всё в этом проекте, начиная от переложения истории Кэтрин Стокетт в формат сценария, работы режиссера Тейта Тэйлора, для которого это был первый серьезный проект, и заканчивая невероятной и очень аутентичой атмосферой 60-х и игрой актеров - получилось просто потрясающим!
Оставаясь безупречно сработанным голливудским механизмом, история, однако, позволяет себе странноватый фортель, благодаря которому ее не то чтобы стоит сразу заносить в золотой фильмофонд, но, что называется, заметить себе. Здесь долго и по-настоящему увлекательно обсуждают вопрос этнически-корректного пользования туалетом, и в ключевой экшн-сцене задействованы два десятка унитазов.
"Прислуга", экранизация бестселлера Кэтрин Стокетт, проект для услаждения самых широких народных масс, и в этом смысле все в нем выбрано идеально. Чудное время действия — когда черных притесняют, но скоро все изменится. Отличные злодейка Хауард и ее антипод Честейн. Прекрасные черные актрисы, выплескивающие себя полностью, как воду из ведра.
Фильм Тейта Тейлора, сглаживающий острые углы и смягчающий неприятные моменты, старается к опасной стороне дела внимания по возможности не привлекать — режиссеру нужна прежде всего трогательная, сентиментальная, мелодраматическая сторона книги, написанной, в сущности, как дамский роман (от лица нескольких женщин, белых и черных), но с чувством повышенной гражданской ответственности.
«Прислуга» вызывает в памяти один из самых напряжённых («проклятых») вопросов, поднимавшихся заокеанскими режиссёрами чуть ли не с момента основания Голливуда. От гриффитовского шедевра во славу Ку-клукс-клана и образа преданной служанки Мамми из «Унесённых ветром» /1939/ (не случайно, надо понимать, упоминаемых в диалогах) – к осторожным, но настойчивым обличительным произведениям 1960-х и коммерческой продукции, выпускавшейся, начиная со следующего десятилетия…
Хороший фильм, но «заточенный» под американскую публику. Наши соотечественники вряд ли осилят столь глубокое погружение в истоки американской мечты. Впрочем, если есть желание окунуться с головой в одноэтажную Америку эпохи теплого лампового звука, милости просим!
В "Прислуге" не будет ни счастливого, ни печального конца. Будет просто одна законченная история, и несколько только начавшихся, скрытых за титрами, уже в воображении самих зрителей. А перед самими титрами последние кадры, от которых глаз не отвести и во время которых остается лишь призадуматься над тем, как же все-таки причудливо устроены люди и их мир, и почему порою бывает так сложно сделать первый, пусть зачастую и опасный, шаг к новой жизни.
Фильм «Прислуга» затрагивает острые и во многом сложные социальные вопросы. Однако время не стоит на месте, и современное общество давно придумало себе новые проблемы. В нынешнюю эпоху афроамериканские рэпперы, к примеру, уже находятся в первых строчках чартов самых богатых людей планеты, обладая роскошными виллами, дорогими яхтами и коллекцией автомобилей. Очевидно, что горничные из 1960-х годов потрудились на славу, подготовив почву для совсем иного поколения.
Очень здорово воспроизводя колористику кукольных 60-х, авторы фильма страдают некоторым дальтонизмом по отношению к своим персонажам. Они тут либо контрастно черные, либо контрастно белые, причем «контрастно» настолько, что без пяти минут лауреатка «Оскара» Виола Дэвис, мощно выступающая здесь в образе великой страдалицы-матери, к финалу вызывает не меньшее отторжение, чем играющая заглавную белую стерву Брайс Даллас Ховард.
Центральный мотив «Прислуги» столь прозрачен и одновременно столь громоздок, что ему постоянно нужен противовес: и Тейлора всю дорогу бросает из драмы в мелодраму, оттуда в сатиру, оттуда в фарс. От перехода из «Степфордских жен» в «Хижину дяди Тома» несколько кружится голова, и понятно, что, когда дело доходит наконец до относительного хеппи-энда, Тейлор уже просто не может остановиться: последние полчаса все герои по очереди радостно плачут и обнимаются.
Тейлор снял очень яркую (в плане цвета) картину, сентиментальную и плаксивую, весь фильм я утирала слезы и сокрушалась, как же не справедлив мир и т.п. Но вместе с этим, фильм легкий, гламурный, с налетом иронии в адрес всех отчаянных, тупых домохозяек, которых, кстати, отлично сыграли актрисы (Виола ДэвисБрайс, Октавия Спенсер,Джессика Честейн).
Тут исключительно доступным языком, то с юмором, то с надрывом, рассказывается о том, что не пускать чернокожих слуг в хозяйский туалет — нехорошо. Карикатурные диснеевские «степфордские» жены, безобидные и крикливые, выступают грубо очерченной оппозицией в деле борьбы с расизмом. А вот все фрики округи (как то: диссидентствующая журналистка и добродушная бездетная выпивоха) лезут на условные баррикады, защищая миссисипских нянь. «Прислуга» — стопроцентно оскаровская высокоморальная слезовыжималка, которой наверняка перепадет статуэтка-другая.