Самым удивительным в этом фильме является то, что постановку осуществила Шэрон Магуайер, долго проработавшая на телевидении, а зарекомендовавшая себя – резко отличной по настроению и пафосу кинокартиной «Дневник Бриджит Джонс». Конечно, «Провокатор» также основан на литературном произведении, книге Криса Клива, – и вновь пытается раскрыть сложный внутренний мир современной женщины, чувствующей себя одинокой и неприкаянной. Вот только обстоятельства, сопутствующие всему этому, – иные. Было бы странно, если б знакомые – раскованные, язвительные, беспечные – нотки вообще зазвучали! Тем не менее, по знаменательному совпадению, новое название всё же может (IncenDIARY) заставить вспомнить о той славной работе Шэрон.
Решительно монтируя оргазм со взрывом, режиссер «Дневника Бриджет Джонс» Шэрон Магуайр моментально переводит свой фильм в категорию чуть ли не соцзаказа. Необязательный анекдот из жизни английских пролетариев, неприкаянность которых уравновешивается любовью к «Арсеналу», разрастается до размеров внушительного колосса, напыщенного и практически лопающегося от осознания собственной социальной значимости. Рвутся нервы, ищутся виновные, надрывается хорошая, судя по всему, актриса Уильямс. Вот только жанр «письмо Усаме» (а «Провокатор» работает именно на этом поле, героиня натурально обращается к бен Ладену) вообще-то не предполагает ответов, а у Магуайр они находятся, и запросто.
Фильм, сделанный на злобу дня, кажется попал совсем не туда. Выраженная идущим через фильм письмом Усаме Бен Ладену мысль о гуманизме, нелепости убийств и войн вязнет в очень плохом сценарии и истерических всхлипываниях Уильямс. И иначе, как попаданием в молоко это не назовешь. В таком случае стоило сосредоточится на переживаниях одного отдельно взятого человека, который сходит с ума, сознавая, что потерял всё, что ему было дорого. Вся эта каша из слёз, влюбленностей, похоти и недосказанностей, приправлеятся Макгрегором, который в первые 5 минут фильма играет то, что мы все так привыкли в нем видеть, а потом становится ходячей иллюстрацией к роману Бегбедера "Windows on the World". В противовес этому разве что первые минуты, снятые под хоум-муви из архивов очень счастливой семьеи, органичный мальчик Сидни Джонстон, то, что Уильямс не стала давать Лану из не лучшего фильма Вендерса, да и мысль, что от режиссёра "Дневника Бриджит Джонс" можно было ждать ещё чего похуже.
Всерьез оценивать художественные достоинства подобных фильмов вроде бы нехорошо: теракты никуда не делись – так, затаились на время. Проблема же «Провокатора» скорее в том, что здесь речь идет о теракте ненастоящем. Конечно, режиссер «Дневника Бриджит Джонс» Шерон Макгуайр имела в виду и настоящие взрывы в Лондоне, и башни-близнецы. Но то ли литературный источник подкачал, то ли желание влить в серьезное кино оптимизм романтической комедии подвело... Даже если особенно не придираться, в реальность происходящего поверить никак не удается, потому что здесь в это никто не верит.