В фильме Пункт назначения 4 Ник со своими друзьями отправляется смотреть гонки на стадионе. Неожиданно он предвидет страшную катастрафу и, подняв тревогу, спасает множество жизней. Однако списки на смерть уже составлены, и выжившие начинают гибнуть один за другим в самых невероятных обстоятельствах.
Живая часть повествования — все, что связано со смертью. Фильм — по-прежнему гимн хрупкости человеческого тела и миллиону способов отправиться в мир иной с премией "Дарвина" за пазухой. Прибавьте к фирменной мясницкой откровенности картинки ещё и 3D, и получите аттракцион, от которого грех отказываться. Ей-богу, до "Пункта назначения — 4" новомодный эффект ещё не был настолько рабочим и, как бы поточнее сказать, сюжетно обоснованным. Да, зрители и раньше уклонялись от летящих в них предметов, но никогда не делали это настолько быстро и с таким искренним чувством.
На этот раз за билеты самым крепким духом киноманам действительно стоит заплатить. Создатели новой части усилили силу притяжения зрителей в мультиплексы за счет модных 3D-очков, в которых на собственной шкуре можно ощутить, что чувствует человек, которому прямо в глаз летит острая отвертка. Но лучшей и самой успешной находкой четвертой части оказалось, как ни странно, не это. Фокус в том, что «Пункт назначения-4 в 3D» (так звучит полное название картины) – это комедия. Фильм даже не пытается маскироваться под мистическую драму: готическая парикмахерша, зловещий газонокосильщик, затянутые в сливное отверстие бассейна кишки – все это детали, подходящие скорее «Байкам из склепа». Ход, если разобраться, совершенно верный.
Кроме стереоскопии, четвертая часть «Пункта назначения» не несет в себе почти ничего нового. Трижды сработавшую схему решили не менять: кучка героев снова избегает страшной аварии в начале, а потом их одного за другим настигают чудовищно увлекательные кровавые случайности. Запоминать имена героев нет смысла: от серии к серии они все более картонные и плоские, и к тому же умирают очень быстро. Актеров тоже не слишком напрягали: движению эмоций на лицах героев «Пункта..» зрители все равно предпочитают движение механизмов, разрывающих их в куски.
В четвертой же части Бресса и Эллиса, кажется, серьёзно подкосил трёхмерный формат. Они настолько увлеклись швырянием в зрителя разных обломков и остроконечных предметов, что все восемьдесят две минуты фильма только и делают, что выдумывают новые, все более вздорные поводы этим заняться. Понятно, что главной приманкой всех «Пунктов назначения» всегда был именно аттракцион сложносочиненного разделывания юных тушек не приспособленными для этого предметами — но к нему прилагалось и нешуточное напряжение, создававшееся тем простым фактом, что смерть, оказывается, может поджидать тебя на каждом углу, в том числе и в собственной кухне. Также ранее в «Пунктах» имелась пусть и пунктирная, но всё же довольно занятная собственная мифология. Здесь же всё окончательно сводится к чистому визуальному аттракциону. В общем, свежая порция задорного смертоубийства под девизом «от судьбы не уйдешь»; в 3-D, но как-то дежурно, без огонька.
Осознав ошибки, создатели четвертого фильма сделали два умных хода: вернули в режиссерское кресло постановщика второй части и — сняли фильм в 3D! Причем объемное изображение здесь — не просто забавная фишка, а мощное выразительное средство, с учетом которого работали и художник, и оператор, и монтажер. При таком подходе прием сработал на все 200%, превратив фильм в потрясающий аттракцион для любителей острых ощущений. И тому подтверждение — реакция зрителей, чьи комментарии на сей раз ограничивались нервными вскриками и восхищенными «вау»: кусок трубы, останавливающийся в сантиметре от вашего носа, или очередной штырь, летящий вам аккурат промеж глаз, кого угодно заставит забыть про мобильник и поп-корн!
Готовьтесь, к тому, что исчерпав к четвертому заходу концептуальный заряд предыдущих серий, создатели не нашли ничего лучшего, как хорошенько поразвлечься в стиле "Тромы": фильм изобилует веселыми натюрмортами из муляжей человеческих внутренностей, со вкусом разложенных на мостовой, и прочей смехотворной анатомией, превращающей все действие в юмористическую версию "Пилы". Или, что ближе к правде, в инструкцию по технике безопасности, экранизированную каким-нибудь Элаем Ротом. В конечном итоге, вся мораль шоу сводится именно к этому: нужно закрывать водопроводный кран, уходя из дома, и держать задницу подальше от всех сливных отверстий.
Фантазия создателей в четвертом фильме работает на полную катушку, и неотвратимый фатум использует в качестве орудия уничтожения американских подростков и примкнувших к ним страдальцев отвертки, газонокосилки, мелкие камушки, запущенные со страшной силой, эскалаторы, баллоны с газом, сливные отверстия бассейна и прочие безобидные на первый взгляд вещи. Как и положено молодежному ужастику, зрители во время просмотра тут чаще смеются, чем пугаются — ну, так никого же не жалко. К тому же умирают невзрачные герои в весьма глупых ситуациях, и черный юмор авторов картины делает их расставание с жизнью особо смешным. В остальном же четвертый «Пункт назначения» — это короткий, на час с небольшим, средней руки фильм ужасов, без претензий на классику жанра, с примитивным сюжетом, предсказуемыми событиями, заурядными персонажами и полным отсутствием какого-либо «психологизма».
Разумеется, в подобном подходе, являющем собой узаконенный плагиат, нет ничего хорошего. И всё-таки не могу не признать, что вонговская находка срабатывает безукоризненно раз за разом – даже в более примитивном исполнении Дэвида Р. Эллиса. Когда вещи «сами собой» начинают угрожать жизни очередной жертвы, допустим, в парикмахерской или кинозале, становится действительно страшно. И зрители оценили усилия авторов ленты, занявшей в национальном прокате первое место по итогам уик-энда. Главное – не доводить принцип до полного абсурда, добравшись до продолжения с числом «180», получившим в оригинале, помнится, оттенок мистики.
«Пункт назначения» наконец-то перестал прикидываться полусерьезным фильмом о фатальной неотвратимости, окончательно превратившись в развеселое кощунство для любителей пощекотать себе нервы. Под прицелом камеры очередная группка туповатых подростков, но стоит признать, что актерский ансамбль подобран настолько идеально, что им хочется собственноручно открутить головы намного раньше, чем одного из героев озарит пророческая галлюцинация. Проблема лишь в том, что наблюдать за этим скучно, потому что невмоготу и надоело. Сколько не эксплуатируй технику безопасности, сколько не перестанавливай слагаемые, как не извращайся над концепцией, что в стереоскопических очках, что дома на DVD, ты в результате получаешь один и тот же фильм.
Дети необъяснимым образом остаются живы — дети в хоррорах умирают разве что до начальных титров. И хотя «Пункт назначения» к этому жанру можно приписать лишь формально, его постигла судьба всех хоррор-франшиз: то, что когда-то затевалось как остроумный комментарий к порядку вещей (первые два фильма можно было целиком отрецензировать пословицами и поговорками), со временем превратилось в чистый аттракцион, в котором единственная задача для мозга — научиться различать героев до того, как их убьют.
Чувство, с которым смотришь трехмерный «Пункт назначения» – это не страх, не возмущение и даже не скука, это какое-то парадоксальное чувство неловкости, как будто старый знакомый рассказывает длинный, бородатый, вам обоим уже не смешной анекдот, и, чтобы оживить действие, активно размахивает руками и то и дело норовит хлопнуть тебя по плечу. Вообще испортить «Пункт назначения» казалось миссией абсолютно невыполнимой. Но режиссеру Эллису (поставившему, к слову, на удивление крепкую вторую часть) удалось невозможное – он заставил плохо сыграть лак для волос. В новом «Пункте назначения» отвратительно работают все главные актеры – фальшивит отвертка, переигрывает бутылка пива, неточно играет машинное масло, и только старый добрый автобус держится молодцом.