Калейдоскоп эмоций раскачивает зрителя от одного впечатления к другому, совершенно противоположному, что и составляет движущую силу фильма. Скучать не приходится, когда подростковые шуточки «ниже пояса» вдруг сменяются пугающим криком, сцена жаркого секса обрывается жестоким убийством, романтическая прогулка заканчивается безумным бегом через лес. Формула этого слэшера – секс и убийства. Вокруг двух столь разных действий и эмоций крутится всё действие. «Пятница, 13» - исключительно хороший ремейк, переосмысливший тему оригинала созвучно современной стилистике и технике. Только надо понимать, что одиннадцатый фильм про Джейсона, несмотря на все достоинства, остается просто очередным ужастиком.
Единственное, что отличает свежий фильм от его многочисленных предшественников (в лучшую, кстати, сторону) — то, что в нём Маркус Ниспел даёт ответ на вопрос «Что получилось бы из „Пятницы, 13-е“, если бы на неё дали денег раз в десять больше, чем обычно?» Конечно, тут надо аккуратно с цифрами — речь не о ста миллионах долларов вместо десяти, скорее о пятнадцати вместо полутора. Но этого с лихвой хватает на всё. И на детали оформления, и на не совсем тупоголовых сценаристов, и на общую полировку фильма, и на вменяемое свежее мясо в главных ролях. Ниспел прилежно воспроизводит всю нехитрую иконографию, накопившуюся в сериале с 80-го года — вот знакомый щелчок с эхом в саундтреке, вот убийство с помощью спального мешка, вот мачете вырывается из-под пола, вот хоккейная маска медленно опускается на дно озера, вот «неожиданный» финальный кадр. Всё очень просто. Очень знакомо. Очень эффективно.
Франшиза никогда не отличалась железобетонной логикой, а представленное на экране позволяет не отвлекаться на драматургические изъяны. Нашпигованная цитатами и реверансами, она больше всего напоминает отлично выполненное болельщиками голкипера домашнее задание — даже «Хэллоуин» Роба Зомби, при всех его прелестях и новациях, не источал столько любви к возвращающему в детство оригиналу, одинаково трафящей фэндому и восхищающей новичков. И если уж суждено было «Пятнице, 13-е» сбросить груз тридцатилетней истории, то пусть лучше это произойдет так, чем за дело возьмутся люди, не видящие за прославленным брендом ничего, кроме возможности заработать. Ведь, «Пятница, 13-е» — это не просто очередной слэшер, а главная веха жанра. И обращаться с ней нужно соответствующе.
Перед нами не совсем римейк, а новое прочтение популярной истории. В картину вошли сюжеты трех первых частей франшизы. Не обошлась эта картина и без клише. Но с этим беда везде, не только в американском кино. Посему не стоит заострять на этом внимание. Другое дело, что Маркусу Ниспелу не удался саспенс, которым прославился оригинал.Режиссер увлекся построением нового образа Вурхиза и пожертвовал для этого особым чувством страха, не отпускающим зрителя до конца. Возможно, в следующей части Ниспел учтет свои промахи и обрушит на зрителя все затаившиеся в глубине страхи.
В картине много крови, убийств, секса и юмора. Пошловатая шуточка сменяется кровавой расправой, а чувственный разврат — зверским убийством. Темп фильма поддерживается и в «фальшивом» прологе, и в основной части очень живенько: дрожит камера, играет зловещая музыка, героев поджидает все более изощренная гибель. Как и положено в «перезагрузочном» фильме, все разъясняется весьма доходчиво, и неофиты, не знающие первоисточников, не запутаются — кто, кого и зачем. А, судя по финальным кадрам, продолжение, похожее скорее на возрождение, безусловно, последует. Так что вместо римейка или приквела поклонники фильмов ужасов получили новый отсчет. На них, любителей, эта эффектная картина и рассчитана. Остальным стоит помнить: это просто ужастик, и ничего больше. Не нравится жанр в целом — лучше и не смотреть.
Нет, первая половина новой "Пятницы" — зрелище вполне достойное. С первой группой подростков Джейсон вообще разделывается за какие-то пятнадцать минут — очень бодро, смачно и без лишних проволочек. Следующая партия "мачетного мяса" тоже, в общем-то, поначалу радует — и ведут все себя более-менее в рамках логики, и Джейсон с первыми жертвами расправляется как-то весело, с огоньком в глазах. Будь фильм таким от начала и до конца — цены бы ему не было. Точнее, была бы, но исключительно высокая. Однако тут Канон совсем уж распоясывается, зовёт на помощь толпу Штампов. Поэтому свежая "Пятница, 13-е" оказалась не шибко-то и свежей — так, слегка черствой и заплесневевшей, хотя с виду вроде бы ничего. К употреблению годна, но вкусовые качества оставляют желать лучшего и заставляют мечтать о более разнообразной и здоровой пище.
На сей раз – как и в случае с «клюквенным» боевикинговым «Следопытом» – могучий немецкий резец-бензопилец дал, кажется, маху. Попытка вдохнуть новую жизнь (или, вернее, новую кровь, а еще вернее – новую смерть) в похождения адского вратаря едва ли увенчалась успехом: конечно, бойня стала более натуральной, жесткой, резкой, отрывистой (во всех значениях этого слова и его однокоренных «родственников»), но принципиально проект не претерпел никаких изменений.
С одной стороны, Джейсон не обделен мозгами, раз смог развернуть настоящую партизанскую базу и при этом скрыть ее от глаз посторонних. С другой стороны, как только появляется очередной студент или студентка, мозг у него явно отключается и начинается сплошная мясорубка ради мясорубки, безо всякой фантазии, с отсылками, цитатами и прочим постмодернизмом на радость фанатам и простым смертным во зло. Шуточки про богачей, травку, секс и сами откровенные сцены, может, и отвлекут от неадекватности нового Джейсона, но ими не закрыть исключительную банальность и предсказуемость событий. И ладно обыграл бы Ниспел жанровые штампы, как Александр Ажа в «У холмов есть глаза», так нет же, переработка франчайза закончилась на титульном персонаже, остальное — старые блюда под тем же старым соусом, подающиеся со скоростью конвейера безо всякого соблюдения нормы.
Перезапуск «Пятницы» — очередной пункт пятилетнего плана продюсера Майкла Бэя по переделке золотого фонда американского хоррора — выполнен с приличествующей материалу тупостью и большим ремесленным азартом. Ножи наточены, маска начищена зубным порошком, исполнительницы подобраны с большим вкусом: лучшие моменты картины связаны как раз с осмыслением девичьей анатомии (самый лучший — героиня одновременно лишается мозга и показывает то, что больше всего интересует зрителя). Все правильно, все в железном соответствии с каноном — и потому так вопиюще неувлекательно. Выдернутый из породившего его малобюжетного мирка и поставленный перед широкоугольником самодовольной клипмейкерской камеры Джейсон Вурхис, как часто бывает с героями детства, которых достают с антресолей годы спустя, скукожился и потерял в масштабе и грозности.