В фильме Рай: Вера разворачиваются события второй части трилогии Ульриха Зейделя. Убеждённая тем, что Рай находится там, где Иисус, женщина посвящает весь свой отпуск миссионерству и паломничеству. И в это время, спустя многие годы отсутствия, её муж вдруг возвращается из Египта инвалидом.
Картину «Рай. Вера» называют провокационной. Так и есть, но вызов заключается вовсе не в тех манипуляциях, что Анна-Мария производит с распятием, и адресован, кажется, вовсе не христианам, а людям неверующим. Зайдль объясняет религиозную любвеобильность героини физиологическими причинами (специфическая работа, муж-калека) и изображает ее крайне непривлекательной особой.
Вера как эскапизм, любовь как единственное спасение. Анна Мария разносит незнакомцам статуэтки Девы Марии главным образом для того, чтобы не оставаться с мужем, потому что понимает, что он имеет полное право называть ее шлюхой. «Вера», как и «Любовь», по большому счету сатирическая комедия, но она гораздо жестче в выводах
Зайдль в очередной раз смотрит на людей и снимает захватывающее антропологическое эссе, которое можно пересказать в виде анекдота: «Возвращается муж из командировки, а в постели его жены — Иисус». Снимает так, что смеяться совсем не хочется и жалко всех. Особенно котика.
Но в первую очередь кино, которое делает Ульрих Зайдль, об одиночестве. Только у него, в отличие от Бергмана и Антониони, одиночество носит не онтологический или экзистенциальный, а бытовой и конкретный характер.
Будучи второй частью трехактного действа, «Рай: Вера» абсолютно самодостаточна и, по большому счёту, не нуждается в дополнениях и примечаниях. С формальной точки зрения Ульрих Зайдль в очередной раз проговаривает свои излюбленные темы в режиме «бу-бу-бу» неисправимого пессимиста.
Тем не менее "Рай: Вера" — нечто значительно большее, чем исследование одного любопытного характера. Со временем выясняется, что обращение героини в католичество произошло не на пустом месте: катастрофа превратила ее мужа в инвалида, а теперь он, ворчливый блудный сын, вернулся домой и требует от супруги исполнения супружеских обязанностей.
Порой в этом превращении камеры во всевидящее божье око, конечно, мнится желание творца встать на место Творца — качество, мягко говоря, не самое приятное. Но в общем и целом с Зайдлем трудно здесь спорить. Ведь он лишь убедительно предупреждает: любовь под маской секса или секс под маской веры — большой разницы нет, потому что самообман все равно обернется разочарованием.
Основной лейтмотив его картины – это то, что многие религиозно увлечённые люди заменяют любовь к своим близким любовью к Богу, и зачастую эта самая любовь – ничего иное, как способ скрыться от реальности, решив, что именно тай можно оказаться в раю.