В фильме Распутин в России XX века при царском дворе появляется таинственный целитель Григорий Распутин, вызывая волну негодования, но всячески стараясь вылечить наследника престола. Императрица называет Распутина святым, божьим человеком, посланным свыше, а вокруг плетутся заговоры и возникают мистические слухи.
«Распутин» — удивительный бенефис патриота России Жерара Депардье в русско-французской режиссерской копродукции.
Определенно, не зря тянули с выпуском фильма — года два назад он был бы менее актуальным. Теперь, правда, появился новый нюанс — Владимир Машков, сыгравший у Дайан царя-батюшку с повадками Давы Гоцмана, снимается уже сам в роли Распутина в другом фильме.
«Распутин» снят в духе того беспокойного времени. Заснеженная Россия, роскошный дворец Царского села. Приятно отметить, что именно Депардье настоял на том, чтобы фильм снимался в России, в историческом месте.
История создания очередного байопика о Григории Распутине не менее замысловата, чем судьба главного героя фильма. При этом стоила ли игра свеч и оправдывает ли конечный результат количество потраченного времени и сил сказать сложно.
Поверхностный, дилетантский, обывательский и совсем не русский взгляд на последние годы императорской семьи не выдерживает никакой критики ни с исторической, ни с художественной точки зрения.
Надо отдать авторам ленты должное — они избегают однозначной оценки личности героя, давая ему проявить себя на экране и как истово верующему целителю страждущих, и как регулярно впадающему в скотство дебоширу, вмешивающемуся в политику страны. Только снято все это формально и неинтересно.
Во многом получившийся в "Распутине" клюквенный результат можно было предугадать, и складывается впечатление, что наиболее адекватные из участников проекта об этом результате догадывались если не на стадии прочтения сценария, но с первых съемочных дней, и почти у всей российской честной компании на лицах прочитывается некое подмигивание.
Скомканные сюжетные линии, драматические неувязки и безжизненные персонажи (чего стоит только так называемая игра Фанни Ардан) вызывают чувство острого недоумения и неловкости.
Сумбурное и поверхностное кино, не представляющее никакого интереса для российских зрителей. Французскую телевизионную клюкву грубо порезали, покромсали, что-то добавили-пришили, как-то наспех слепили-смонтировали.
Хорош лишь Владимир Машков в образе царя Николая II, да и он выбивается из рамок исторической достоверности. Смотришь на Машкова и поневоле думаешь, что если бы последний российский монарх был именно таким, каким его изобразил Владимир Львович, глядишь, и не скатилась бы Империя в кровавую яму.
Телевизионное прошлое проекта чувствуется на каждом шагу: целые сюжетные линии обрываются в никуда, монтаж неряшлив, сюжетная логика часто отсутствует. Так что когда в финале вдруг зазвучит закадровый голос: «Так ли плох был Распутин?», хочется ответить, что не знаем, как насчет скандального старца, но фильм «Распутин» так плох, что лучше счесть его галлюцинацией.
В картине нет ни самого Распутина, ни тем более исторического контекста: создатели не раскрывают ни причин, которые могли создать старца, ни причин которые впоследствии похоронили самую огромную монархию в мире.