В фильме Развод Надира и Симин главная героиня надеется уехать с дочерью из страны, так как её муж решает остаться на родине с отцом, у которого болезнь Альцгеймера. Однако судебное решение оказывается не в её пользу.
«Развод» — подкупающе простое, совершенно однозначное и, безусловно, максимально зрительское кино. Несмотря на явную социокультурную специфику, в которой варятся персонажи, оно понятно всем и каждому. Конечно, можно долго рассуждать о том, как эта мастерски сделанная лента держит тебя в напряжении, подобно лучшим фильмам Хичкока, однако триумф фильма Фархади, кажется, состоялся именно по причине вот этой его исключительной прозрачности.
Конфликт многослоен. В обеих парах хватает противоречий. На сделки с совестью идут в какой-то момент все. Не удивительно и то, что актерские награды не стали распределять, а присудили всему ансамблю фильма: выделить кого-либо здесь было бы затруднительно. И чем дальше, тем очевиднее, что Фархади далек от социальной критики, а интересуется базовыми элементами отношений.
Во время просмотра «Развода Надера и Симин» публика не сможет ни на минуту расслабиться, так как сюжет фильма уплотнен всевозможными драматургическими поворотами. Автор строит действие таким образом, что в роли детектива, собирающего улики и обличающего подозреваемых во лжи, выступает сам зритель.
Фильм Асгара Фархади "Развод Надера и Симин" не перешел той грани, за которой начинаются цензурные гонения. И он же принес своей стране признание за рубежом: завоевал на Берлинском фестивале главный приз "Золотой медведь" плюс два "Серебряных медведя" — за лучшие актерские ансамбли, мужской и женский. Причем никто не выражал недовольства из-за концентрации призов в одних руках: фильм оказался бесспорно лучшим в программе фестиваля, а иранские исполнители обоего пола, чьи имена за рубежом никому ничего не говорят, явно переигрывали штатных голливудских звезд.
Развод в заданных условиях – повод не для психологической драмы, а для социального триллера. Герои здесь настолько безнадежно заперты в быту, что не возникает не то, что надежды – желания из него вырваться. Как и в любой истории о борьбе за выживание, все фундаментальные противоречия между ними остаются как бы на периферии.
Фархади работает на совсем уж микроскопическом уровне. Неудивительно, что жесткая иранская цензура не углядела здесь крамолы — обыденный, привычный ад жизни в реакционном обществе (а правильнее, наверное, жизни как таковой) Фархади складывает из непримечательных проступков, бюрократического абсурда и простительных вроде бы преступлений перед собственными принципами; развод здесь понят как разрыв — причем живой плоти, оглушительный примерно настолько же, как свист лопающегося сухожилия в бойловских «127 часах».
Не было суровых медведей, пляшущих на улицах под балалайку, как не было в «Разводе Надера и Симин» всех тех демонстраций несогласных, про которые не устает вещать политическая верхушка США. Есть лишь простой фильм, который в контексте уже имеющихся работ в кинематографе не является уникальным или хоть сколько-нибудь достойным даже той части внимания, которое ему уделили на международных фестивалях. Вердикт: иранская версия известных фильмов о разводе с налетом местного религиозного колорита. Ничего особенного.