В фильме Рейд отряд спецназа штурмует многоэтажный дом, полный мафии, открывшей огонь и оказывающей активное сопротивление. Операция по взятию наркобарона обратилась бойней на выживание, в которой некуда отступать.
Динамика создается не в монтажной с помощью ножниц, а режиссером — прямо здесь и сейчас, на съемочной площадке, где Эванс из каждого боя высекает энергию, которой хватило бы на месячное обеспечение светом какого-нибудь небольшого индонезийского городка. Несмотря на номинальный сюжет, фильм ни разу не скатывается в глупость, куда ему путь заказан, когда в Америке снимут ремейк.
Признаться честно, этот фильм запросто мог бы стать трэшовым надругательством над жанром, выкидышем с загубленным потенциалом категории "Б". Однако вместо этого "Рейд" показал настоящий мастер класс для всех своих жанровых собратьев, подарив нам высшей пробы, осмелюсь даже сказать образцовый боевик, в котором мощная атмосфера и безумная в своей феерии задорная мясорубка не тянутся на дно простеньким, в общем-то, сюжетом, а, наоборот, являются для него спасательным кругом. Баланс что надо, для фильмов такого рода.
Фильм действительно впечатляет, и чувствуется, что дуэт Гарета Эванса и Ико Ювайса подарит кинематографу еще не одну ленту. Если их вторая совместная работа произвела такой фуррор на фестивалях, где обычно показывают меланхоличный артхаус, то страшно подумать, что они снимут в следующий раз. Впрочем, Джеки тоже хватило лишь на десять лет, прежде чем он перешел к самоповторам. Вердикт: в кои то веки в прокат выходит по настоящему жестокий, кровавый и мужской боевик. Но женщин и детей на него пускать действительно не стоит.
«Рейд» получился до того бодрым, что все сценарные косяки пролетают на волне брутального драйва и напряжённого сюжета. Осознание несовершенства фильма приходит уже постфактум, при попытке проанализировать увиденное, по ходу же просмотра всякие досадные мелочи не способны не то что испортить впечатление, а хотя бы просто отвлечь от смачных пиздюлей, красочно прописываемых друг другу суровыми и колоритными индонезийскими бандитами и спецназовцами.
Под основным впечатлением, как многие уже поняли, мы понимаем две вещи: постановка сцен драк и общий антураж. Довольно интересная локация, представляющая собой большое здание, проверенное годами, не так часто появляется в боевиках – это больше пространство для мистики и ужастиков, но не в этот раз. Одновременно тёмное и безликое оно вызывает чувство страха и ужаса у зрителя, а оказавшиеся в нём люди символично напоминают пешки, передвигаемыми кем-то из-за пределов большого дома.
Место действия напоминает киберпанковый муравейник, в кадре звучит тревожный индастриал от Майка Шиноды из группы Linkin Park, логистика продвижения внутри здания выстроена безупречно. Пули летят в рапиде, оператор изобретает самые неожиданные ракурсы съемки внутри дома, а боевые сцены не испорчены псевдореалистической трясущейся камерой, но специально сняты так, что все движения дерущихся можно разглядеть. В финале на последний поединок выходит телохранитель Тамы главный боец Бешеный Пес (Яян Рухиан) и долго и качественно бьет ногами в лицо и швыряет об стены положительного героя — все как в лучших образцах жанра. И вдобавок просто красиво.
За первые полчаса «Рейда» герои выпускают столько патронов, что хватило бы на пару серий «Рэмбо», но потом они заканчиваются, и оказывается, что это была только прелюдия, а дальше начинается собственно действие. Мачете против резиновой дубинки. Кастет против двух мачете. Кулаки против мачете и резиновых дубинок. Трое на трое. Один против дюжины. Четверо плохих на одного хорошего. Двое хороших на одного плохого — так, кстати, протекает кульминационная, минут на пять, драка ближе к финалу.
Теперь, судя по всему, почетное звание создателей лучшего в мире крошилова и мочилова переходит к индонезийцам. Само собой, сюжету «Рейда» далеко до «Наемного убийцы» или «Горячих новостей» (скорее всего, отчасти вдохновивших британца Гарета Эванса): по сути, это примитивный боевик о хороших парнях, уничтожающих плохих (хотя и у тех и у других есть по своему среди чужих).
Иногда кинетическая энергия сцепившихся бойцов возрастает до такой степени, что в коридорах им становится уже тесно, не разгуляться, и рукопашная перемещается в более обширные пространства — одна из самых удачных в балетном смысле драк происходит почти в пустой квартире-студии, где в углу светится теплым желтым светом винтажный торшер.
Скачущие с этажа на этаж преступники и офицеры словно по-хачатуряновски танцуют с ржавыми мачете, несколько раз прикладывают друг друга головой по высоте стены, стреляют в висок врага с расстояния в пару-другую сантиметров — даже не думайте, что вездесущая камера, скользящая по обшарпанным коридорам смерти, позволит себе хоть единожды дернуться или выпасть из плотного насыщенного звукоряда Майка Шиноды.
Если не считать диалогами оклики вроде «прикрой!» и «сзади!», разговорные моменты в «Рейде» можно сосчитать по пальцам одной руки, что в данном случае скорее плюс. Всем понятно, что слова тут – дело десятое. Перед нами простая история о настоящих мужчинах, готовых убивать и умирать за свои идеалы, мужчинах, генетически запрограммированных до последнего вздоха быть за одних и против других, даже если между этими «за» и «против» нет особой смысловой разницы.