В фильме Римские каникулы четыре новеллы расскажут о приключениях итальянцев и туристов-американцев в Риме.
Вуди Аллен переместился из Парижа в Рим, сменил обойму ослепительных звезд в титрах и, в принципе, не сделал ничего для себя нового — в том числе опять показал безупречное кино. Истории Аллена по-прежнему ироничны и изобретательны, его юмор — настоящий убийца, а манера рассуждать о пороках человеческих, словно маленький очкастый господь бог из Нью-Йорка, обескураживает и покоряет.
Аллен снял очередное приятное, романтичное кино. Казалось, такое он уже снимал много раз, и можно найти знакомые типажи персонажей, но все же каждая картина неповторима. А тут еще события разворачиваются в Риме. На первый взгляд картина может показаться набором бредовых историй, красиво снятых и наполненных подозрительными шуточками. Но философия в каждом слове, смех до слёз и на удивление полный зал ярко показывают, что российский зритель наконец-то начинает интересоваться настоящим искусством.
Орнелла Мути появляется в камео вымышленной кинозвезды, как бы напоминая: о чем бы ни снимал Вуди Аллен, пусть даже о совершеннейших пустяках, каждый его фильм — это всегда хоть немного, но "кино о кино", где за самой обычной веселенькой жанровой оберткой так или иначе скрывается накопленный уже очень взрослым автором культурный бэкграунд и его размышления о собственном прошлом и будущем, не всегда веселые.
Аллен прекрасно знает, что так делать не принято, и фонтан Треви снимать уже давно не стоит. Он наверняка догадывается, что альманах, в котором две истории чудо как хороши, а еще две уместились бы в пару коротких шуток, смотрится, по меньшей мере, странно. Но режиссер не смущается. Ставить перед зрителями оперного певца, отлично поющего в душе с мочалкой в руках, — уже давно его любимое занятие.
Ну или итальянская, по которой особенно хорошо заметно, что Аллен знает страну по фильмам, а не по путеводителям, как бы он ни пытался притворяться. А может, и смешанная, про оперу, черту под которой честно подводит со вкусом произнесенное «имбечиле». В «Римских приключениях» нет центра тяжести — хотя бы просто потому, что тяжести нет и вовс
Комедия «Римские приключения» прекрасно соответствует духу теплого лета. Нежность здесь сопровождает страсть, а юмор и ирония раскрывают занятный взгляд Вуди Аллена на темы любви, отношений, искушений и даже тщеславия. При этом данный фильм не оставит равнодушным зрителей самой широкой возрастной аудитории, поскольку каждому из них в нем может понравиться и даже запомниться что-то свое, например, искрометные цитаты из диалогов отдельных персонажей.
Одни в итоге кинутся за подвернувшимся шансом, не оглядываясь, другие же станут переминаться до самых титров с ноги на ногу, то ли обдумывая телодвижения, то ли набираясь храбрости. Каким бы ни был финал, вывод из этой волшебной комедии доступен лишь один: лучше сделать и пожалеть, чем жалеть всю жизнь о том, чего не сделал.
В каждом персонаже — хотя бы капля гротеска, а то и целая столовая ложка. Римская проститутка в исполнении Пенелопы Крус до крайности нарочита, «герой на час» (Роберто Бениньи) так быстро вживается в свою роль звезды, что плешь и потрепанный костюм не могут его смутить, а провинциалка (Алессандра Мастронарди) так наивна и возбуждена близостью «красивой жизни», что не упустит шанс переспать в Риме хотя бы с «настоящим грабителем». Вердикт: очень вкусная и ироничная зарисовка в итальянских декорациях. Смотреть.
Да, «Римские приключения» - это, конечно, пустяк. Но пустяки в последнее время у Аллена получаются такие, что ни один из них не отдашь никому. Вердикт Кочерыжкина – ещё один набор открыточек от Вуди Аллена из европейских столиц – глупый, лекгомысленный, ужасно смешной, практически неотразимый
Как опытный комедиант, Аллен знает, что лучшая защита — самоирония, а лучшее оружие — самоуничижение, поэтому в своих фильмах он проделывает работу критиков за них. Потому что, сколько бы Аллен ни издевался над своими соотечественниками и их любовью к руинам, как и его предприимчивый герой Джерри, он прекрасно знает, как на них заработать.
Одним словом, компанию Вуди Аллен подобрал нескучную. И это только центральные персонажи, а в «Римских приключениях» работает всё внутрикадровое пространство. На радость любителям подмечать детали, камера не оставляет без внимания характерные лица посетителей кафешек, дорожных регулировщиков и продавцов овощей. Вовлеченность случайных соучастников придает комическим алогичным ситуациям, сопутствующим основным героям фильма, парадоксальную жизненность.
В совокупности, сюжеты фильма, словно потерянные части «Декамерона», обнажают вершины знакомых всем нравственных проблем, связанных с отсутствием силы воли у человека. Аллен динамично переплетает истории, несмотря на их разную протяженность во времени (любовный треугольник Айзенберга, Гервиг и Пейдж длится несколько недель, в то время как история итальянских молодоженов происходит в реальном времени).
Впрочем, кроме эстетического наслаждения маленькими остроумными новеллами, здесь определенно господствует тема взаимоотношений человека со славой. Что лучше – быть знаменитым и несчастным или счастливым в неведении? Жить в провинции, так и не попробовав себя в большом городе; стать архитектором, так и не воплотившем свои мечты, зато строящим дорогие торговые центры; или может, быть оперным певцом, известным на весь мир вместо утреннего певца в собственном душе, мешающим жене делать уборку в доме?
С одной стороны, подвергать подобную безделушку критике попросту жестоко, с другой — Вуди Аллен не удосужился придумать для «Римских приключений» хоть сколько-нибудь работающую сюжетную коллизию и, хуже того, попросту освежил львиную долю своих же старых шуток — чаще всего вспоминается «Бродвей Дэнни Роуз».
Четыре несвязные друг с другом истории людей, оказавшихся летом в Риме. Обычный клерк, вдруг ставший знаменитым; деревенская парочка, потерявшаяся в столице; студент, влюбившийся в подругу своей девушки и, наконец, история любви американки и итальянца. Первые три истории смотрятся настолько скучно и пресно, и это несмотря на столь внушительный актёрский состав: Алек Болдуин, Роберто Бениньи, Пенелопа Крус, Джесси Айзенберг и даже Орнелла Мути в роли сексуальной секретарши не спасла ситуацию.