Фильм Род мужской главная героиня, недавно потерявшая мужа, пытается вернуться в норму и переезжает в тихий английский городок. Там она рассчитывает придти в себя и начать новую жизнь. Но неожиданно женщину начинает преследовать нечто зловещее из лесов поблизости, не давая забыть о своём горе и пугая каждый новый раз всё сильнее.
Поставил эту фантастическую картину по своему сценарию Алекс Гарленд (Судья Дредд, Не отпускай меня). В продюсерах хоррора числятся Эндрю Макдональд (Вдали от обезумевшей толпы), Аллон Рич и Кахэл Бэннон. За визуальный ряд здесь отвечает кинооператор Роберт Харди, за монтаж Джейк Робертс, а за музыкальное сопровождение дуэт Джоффа Барроу (Перестрелка) и Бена Солсбери. Художниками выступили Марк Дигби и Лиза Дункан.
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Джесси Бакли (Игры шпионов, Мисс Плохое поведение, Джуди), Рори Киннер (Игра в имитацию, Танцуй отсюда!), Паапа Эссьеду (Анна Болейн), Соноя Мидзуно (Красавица и чудовище, Ла-Ла Ленд), а также компанию им здесь составили Гэйл Ранкин, Зак Ротера-Оксли, Сара Твоми и другие зарубежные артисты.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах страны с двадцать третьего июня. Хронометраж заявлен в сто минут, включая титры, что немногим более полутора часов экранного времени. Прокатчиком фильма на территории РФ выступила компания «Вольга». А возрастное ограничение к просмотру в нашем прокате картине присвоено с пометкой 16+
Не столько жанровое, сколько авторское кино для продвинутых киноманов, несколько чрезмерное и запутанное в своей многослойности. Зато дарующее поистине уникальный зрительский опыт.
Гарленд не стесняется в выражениях и даже не старается быть чуть менее однополярным — в патриархальном мире, скрепы которого плотно удерживали общество на протяжении многих веков, женщина никогда не сможет почувствовать себя в безопасности. Подавленная бессознательным чувством вины за грехопадение человечества, она удобная мишень для властного, себялюбивого мужского эго.
Понятно и видно, что Гарленд знает толк в девушках и фантастике, о чём и пишут критики и блогеры, но на самом деле он помешан на идее игры в бога и низвержения богов. И подаёт это дико завуалировано, идеи теряются благодаря безумно красивой картинке, медленной камере, девушкам, естественно, и безупречном чувстве ритма.
Проект почти полностью полагается на актеров, которые через мимику, взгляды и движения передают основной, довольно занятый и важный посыл. И правильно делает! Однозначно рекомендую, однако учитывайте, что есть шокирующие кадры.
К сожалению, не все идеи и мотивы Гарленда дозревают до закономерного художественного высказывания, где-то режиссёр увлекается аллегоричностью, а где-то его сценарий пытается охватить больше, чем следует. По уровню претенциозности «Род мужской» напоминает «маму!» Даррена Аронофски, что для режиссёров с такими амбициями вполне нормально, а вот зрителей в большинстве случаев подобное, наоборот, отпугивает, вызывая в них ненависть.
Безумная, красивая и дискомфортная хоррор-сказка о проблемах женщин в агрессивном мужском мире. Гарленд вновь встает спиной к зрителю и вынуждает самому проделать путь, чтобы посмотреть ему в лицо и полюбить происходящее. Это фильм, разделяющий людей. Кто-то отыщет глубину, оценит подход, с головой окунется и полюбит местное безумие. Остальные могут быть недовольны излишней натуралистичностью и не оценят столь откровенную подачу истории.
Определившись с тем, кто виноват, писатель капитулирует перед закономерным «Что делать?» Жизнь слишком коротка, чтобы распылять прощение на тех, кто не понимает «Нет». Да как кухонный фаллос ножа — привет фрейдистскому прочтению слэшеров — явно рецепт не универсальный и не на каждый день. Остается кошмар любой насупленной (псевдо)философии, звериного серьеза — насмешка. К счастью, и Гарленду хватает самоиронии, чтобы не выдавать местами визионерский, но азбучный хоррор за откровение. Улыбается под конец и Джесси Бакли. И это род мужской? А разговоров-то было.
Формально «Род мужской» (в дословном переводе – «Мужчины») удобно вписывается в новомодную концепцию так называемого постхоррора, или «elevated horror», ‘возвышенного ужаса’. На протяжении основной части действия режиссёр-сценарист тщательно (и медленно, очень медленно) нагнетает тревожную атмосферу, прозрачно намекая, что Харпер Марлоу, снявшая фешенебельный загородный домик, расположенный в деревеньке Котсон, не будет чувствовать себя в безопасности.
В первые минуты после финала легко решить, что Гарланд снял еще одно кино новой волны: все мужчины — обязательно плохие и мерзкие, женщины — прекрасные и добрые, а главная идея фильма в том, что представителям сильного пола надо почаще каяться. Однако это очень поверхностный взгляд на картину, и на деле новая работа режиссера исследует проблему отношений между полами глубже.
Феминная история жизни и смерти, освобождения и воскрешения, похожая на сказку. Но даже в такой жестокой патриархальной традиции, где женщина – жертва, а мужик – агрессор, который особенно ужасен, когда голышом сдувает семена одуванчика, придется сесть и спокойно поговорить о любви.
Фильм о страданиях и болезненной реабилитации? Да. О мнимом превосходстве мужчин? Да. О религии? О насилии? О преследующих нас стереотипах? Да, да и ещё раз да. Всё это можно рассмотреть в хорроре Гарленда, но он как Эрмитаж — за один раз не всё осмотришь, подметишь, придётся возвращаться.
К сожалению, самую аккуратную и эффектную с точки зрения изображения и звука ленту Гарленд снял по своему самому вялому сценарию. Персонажи прописаны еще слабее, чем в двух предыдущих картинах (между тем, и они не могли похвастаться выдающимися характерами). Между событиями часто нет логической связи — что можно объяснить либо желанием создать сюрреалистическую атмосферу, либо нежеланием тщательно прорабатывать сюжетную канву.
Составные части, однако, не соединяются в какую-то связную целостность, воспринимаясь как изолированные сегменты большой картины, детали которой теряются в тумане смыслов. «Род мужской» — тот случай, когда целое оказалось меньше, чем сумма отдельных компонентов.
Я однозначно рекомендую пройти мимо данного фильма и не тратить на него время. В нем нет внятного законченного сюжета, хоррора в привычном его понимании, интересных персонажей и новых идей. Единственное если вас заинтриговала сцена в финале, и вы уверены, что ничем вас больше не удивить, то можете рискнуть. Жаль, что такой отличный визуал и звуковое сопровождение угодили в такую халтурную работу режиссера.