Фильм Русалочка 2023 года от Дисней расскажет знаменитую сказку Андерсена на свой лад. Студия Walt Disney Pictures выпускает полнометражную кино-версию своего известного мультфильма о русалочке Ариэль, которая с другом-рыбкой Флаундером и под присмотром краба Себастьяна нарушает запрет отца Нептуна, отправляясь в мир людей при помощи тёмной подводной колдуньи Урсулы. Так русалочка обретает ноги и знакомится с принцем. Но чем обернётся её любопытство ей ещё только предстоит узнать, открыв обычаи и жизнь тех, кто обитает на поверхности, сравнивая её с привычной для себя жизнью в толще воды.
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Холли Бейли, Хавьер Бардем, Мелисса Маккарти, Джона Хауэр-Кинг, вместе с ними снялись или подарили свои голоса анимационным обитателям моря Джуд Акувидике, Давид Диггс, Кайса Мохаммар, Лорена Андреа, Джейкоб Тремблей, Нома Думезвени и другие зарубежные артисты.
Постановщиком этого кино выступил Роб Маршалл, вместе с ним в сценарий адаптировали мультик Диснея и сказку Андерсена Дэвид Маги и Джон ДеЛюка, а в продюсерах также значится Лин-Мануэль Миранда. За визуальный ряд картины и операторскую работу здесь отвечает Дион Биби. За монтаж - Уайатт Смит. А за музыкальное сопровождение сказки - Алан Менкен.
Дата премьеры назначена на двадцать четвёртое мая 2023 года. Хронометраж у новой русалочки более двух часов и вместе с титрами составляет сто тридцать пять минут экранного времени.
Сказка снова рассказана. Disney выпустила ещё один безопасный ремейк про ещё одну легендарную принцессу. Та часть общества, которой это было важно, получила свою новую Ариэль. Сотни тысяч маленьких девочек и даже взрослых, как и в 1989-м, наверняка захотят себе русалочий хвост или как минимум игрушку. «Русалочка в кино» вполне сможет стать для кого-то любимым мюзиклом.
На фоне других, куда более безликих («Мулан»), а местами откровенно скучных («Пиноккио») перезапусков «Диснея» работа Роба Маршалла выделяется за счет неординарного, а местами и вовсе радикального переосмысления персонажей. В «Русалочке» много всяких несуразностей, о которых просто не хочется говорить, потому что в глобальном смысле картина полностью удовлетворяет возложенные на нее ожидания — возвращает потерянное детство, привнося в хрестоматийную историю толику контраста. В конце концов у каждой девочки в этом мире должна быть своя ролевая модель, и Ариэль из новой «Русалочки» вполне оправдывает это звание.
На первый, поверхностный взгляд, тандем режиссёров не привнёс ничего нового в традицию, безотказно проявлявшую себя на протяжении десятилетий. Неземной красоты виды подводной природы; яркие характеры, особенно со второго плана, которые не просто оттеняют романтичность истории, а – беззастенчиво крадут львиную долю внимания аудитории; неизменный конфликт, зиждущийся на противостоянии самих воплощений Добра и Зла. Но сообразно тому, что лейтмотивом ленты можно считать отмеченную премией «Оскар» песню Under the Sea, пронизанную зажигательными ямайскими ритмами в стиле калипсо, и картина в целом кажется проникнутой всё-таки новым, заводным и бескомпромиссно жизнерадостным миросозерцанием!
Новая «Русалочка» — явно не тот фильм, ради которого нужно бросать все дела и скорее бежать в кино. Но как адаптация классики с современными технологиями он работает вполне успешно. Заодно лишний раз доказывая, что классика Disney с нами всерьез и...
Это фильм, который, похоже, сам от безысходности заключил сделку с какой-то недоброй силой и проиграл, так и не вернув себе голос. Но, возможно, и к лучшему, ведь ремейку всё равно нечего сказать. Не похоже, что кто-нибудь пытался скрыть, что «Русалочка» — исключительно коммерческий проект, созвучный духу своего времени.
«Русалочка» не лишена привлекательности во втором и третьем акте, главным образом — из-за комичного дуэта Себастьяна и Скаттла и романтической динамики между Ариэль и Эриком. Но океанических размеров громада мелких и не очень деталей, напрямую к истории не относящихся, совсем ей не нужных, да еще и непродуманных, подобно полипам на борту корабля, скорее его уродует и тянет ко дну, чем украшает.
Студия сделала ровно то, чего от нее ожидали: пересказала ту же самую историю теми же словами, но в новой форме. В этом контексте особенно верным решением кажется выбор темнокожей актрисы на роль Ариэль: теперь она, как и ее сестры-русалки, позволят почувствовать себя причастными к сказке куда большее число детей по всему миру.
Каким-то образом в этой фантазии о русалках, магических заклинаниях и мире, движимом любопытством, есть разочаровывающе привередливая приверженность земной унылости. И это не тот мир, частью которого захочется стать, даже на два часа….
Трудно не заметить, что игровые сцены с диалогами проигрывают музыкальным по всем статьям, что новые песни заметно уступают старым и что, вместо того чтобы переосмыслить биографию Ариэль, Маршалл снова пересказывает ее как историю о девочке-подростке, которой хочется убежать от строгого папы к симпатичному мальчику. Разница лишь в том, что теперь у нее темная кожа и живет она где-то на Карибах.
Критики громят «Русалочку» с наслаждением, с каким-то особым сладострастием. Если обобщить претензии, то все согласны в том, что перед нами цинично коммерческий продукт, деньговыжималка, использующая для диснеевских воротил материал великолепного классического мультфильма. Ругают фильм за новые, специально написанные музыкальные номера, которые хуже старых. За неоправданное увеличение метража — теперь «Русалочка» идет больше двух часов. Но главное — за сценарий, и это претензия самая серьезная.