"Секс и дзен" обычно преподносят как первый порнофильм в формате 3D. Это не совсем правда. Во-первых, формально тут нет порно, есть эротика, даже не очень жесткая. Во-вторых, он не первый. Но "Секс и дзен" пока самая громкая картина такого рода. Тут происходят удивительные вещи — не то что какие-нибудь извращенные, а именно очень странные. Кажется, что формат 3D, который по большому счету почти всех раздражает, был создан именно для порнографии. Все это вызывает чувство неловкости — вторжения куда-то, куда, вообще говоря, непонятно зачем стороннему человеку соваться. И в этом смысле на редкость все органично в этом фильме: вываливаясь на зрителей с экрана, огромная грудь выглядит намного разумнее, чем челюсть какого-нибудь монстра. Несмотря на 3D, неумелый монтаж под Тарантино и манеру действия третьесортного порно, в нем есть что-то замечательно традиционное. Фильм Сана похож на вазочку с неприличным орнаментом, будто бы выполненную далеким потомком мастера, делавшего такие же много веков назад.
Главная особенность "Секса и дзена" — то, что это очень, очень и очень старомодный фильм. Это бросается в глаза с первого кадра. Ну не может сейчас человек на полном серьезе философствовать о возможности долгой счастливой любви без секса — а фильм выруливает именно к этому смыслу. Невозможно так упиваться всеми формами свободной любви и петь им осанну — это, простите, "что-то из семидесятых". Сунь Лэп Ки выводит своих героев, после всех-то возможных утех и реализаций сексуальных фантазий, именно к ней, родимой. К бесполости, как секрету вечной любви и молодости. Только вот вопрос — равноценная ли замена. Он знает.
Начать, пожалуй, стоит с грудей актрисы Вонни Луи: они впечатляюще велики, особенно в 3D. Другими словами, есть как минимум две убедительные причины смотреть — или, напротив, не смотреть — это эротическое ретро. Когда же летящие прямо в зрителя кинжалы наконец сменяются чередой подчеркнуто безвкусных спектаклей (пытки, изнасилование, ампутация), «Секс и дзен» окончательно утверждается в статусе первого полноценного эксплотейшна 3D-эры.