Фильм Серафина из Санлиса - это рассказ о художнице Серафине Луи. Она втайне работала служанкой в доме у известного немецкого коллекционера, но в один прекрасный день тот узнал, что его прислуга и женщина, над которой многие смеются, обладает невероятным талантом художника.
Ни гангстерскому эпику с Касселем, ни кокетливым экспериментам с коллективным портретированием парижан абсолютно нечем крыть большую, мозолистую, натруженную Робером Брессоном кинотрадицию, за которую держится двумя руками режиссер-дебютант Мартэн Прово. А также его оператор, знающий, как сделать нам 3D без клоунских очков, его художник, преврающий 3D обратно в плоский этюд карандашом, и, конечно, Моро, чья Серафина, распевающая ангельские гимны над зловещими цветами — еще одно исчерпывающее доказательство полнейшего несовпадения искусства с представлениями о нормальной жизни.
Фильм Мартина Провоста с переменным успехом пытается реконструировать одновременно биографию и внутренний мир художницы. Первая половина снята как нескончаемый трип — труды и дни Серафины сливаются в одну непрерывную поденщину. Есть и минусы. Своим личным обаянием Серафина была во многом обязана сохранившимся до старости веснушкам и веселым проказливым глазам. Играющая ее угрюмая Иоланда Моро лишена и того и другого. И еще деталь: с возрастом Серафина все больше ударялась в католическую экзальтацию и вместо натюрмортов начала писать мощные абстракции по мотивам своих религиозных озарений — их в фильме, увы, нет. Зато тут показано, как отличить настоящего художника от неизвестно кого: только поистине творческая личность, остановившись пописать, может заглядеться на игру света в кленовой листве.