В фильме Шапито-шоу показаны 4, пересекающиеся друг с другом новеллы под яркими и броскими названиями:
Абсолютная серьёзность их драматургических намерений соотносима лишь с бесконечной ироничностью их же отношения ко всякой серьёзности. И хотя эти вещи вроде бы должны быть взаимоисключающими, в «Шапито-шоу» они, презрев все выкладки про невозможность встречи всесокрушающей силы и непреодолимого препятствия, не обнуляют друг друга, а три с половиной часа танцуют на наших глазах диковинный парный танец. Вердикт Кочерыжкина — к дьяволу стеснение — лучшее русское кино за чёрт знает сколько лет
В "Шапито-шоу" впервые была правда. Во время просмотра на ММКФ зал заходился хохотом над каждым словом — это была радость узнавания: "Нашими словами говорят". Сценарий "Шапито-шоу" и правда под завязку нашпигован шутками — а что остается попавшему в неудобную ситуацию, как не отшучиваться, на худой конец — рассказывать анекдоты? Из этого постмодернистского потока историй, реприз, афоризмов, цитат и состоит на первый взгляд дробное, на деле же — в своей дискретности беспримерно цельное почти четырехчасовое полотно. Веселое и легкое к просмотру, но в итоге оставляющее опустошенным.
«Шапито-шоу», предусмотрительно поделенное на две серии, длится в общей сложности три с половиной часа: в первой нам подробно рассказывают про «любовь и дружбу», во второй — не менее обстоятельно про «уважение и сотрудничество». Если размашистый хронометраж и необходимость покупать два билета в кино не сильно напугают, готовьтесь к тому, что время и деньги окупятся сразу же после просмотра.
Сергею Лобану удалось создать масштабное, почти эпическое полотно на тему зрительского самоопределения. Именно так - "Шапито-шоу" посылает сквозь экранное полотно огромное количество посылов и аллюзий, почти любой узнает в одном из персонажей фильма себя. Лента подобно опытному массажисту разминает сознание зрителей для того, чтобы в итоге достучаться до рассудка и чувств каждого, кто купил билет на сеанс.
Радует, что режиссер Сергей Лобан не зацикливается на стандартных нравоучениях, и имеет смелость обозначить на экране темы, которые в молодёжном андеграунде времён «Ассы» существовали, но которые так и не рискнул обозначить в те времена режиссёр Сергей Соловьёв. Я имею в виду тему секс-меньшинств и употребление на экране ненормативной лексики….
Вердикт: для домашнего просмотра с перемоткой артхаусного безумия вполне годится. Новеллы интересные, снято хорошо, актеры искренние. Только вот все портят непонятные трэш-номера из трэш-шапито.
Скажем, за первые две новеллы я спокойно прощу две последние. Хотя их лучше и не смотреть вовсе, особенно "Сотрудничество". Но я доволен, что это посмотрел. После потока отстоя или штамповки, которые у нас обычно снимаются, действительно авторское кино всегда приятно посмотреть. Даже когда оно и не лишено заметных недостатков.
По сравнению с затянутой и явно переоцененной «Пылью», «Шапито-шоу», конечно, большой шаг вперед. Однако то, что режиссер Сергей Лобан называет себя современным Гайдаем говорит разве что об ограниченности его круга общения. Фильмы Гайдая были смешны для всех, от доярки до профессора, а «Шапито-шоу» наиболее близко современным городским интеллектуалам – молодым и среднего возраста. Возможно, восторги вокруг этого фильма действительно чрезмерны, но людей можно понять – в России действительно очень давно не снималось простых хороших интеллигентных комедий.
"Шапито-шоу" — вполне традиционное кино в самом классическом и внушительном смысле слова, полотно эпического размаха, легко вписывающееся как в конкурс главного государственного кинофестиваля, так и в повседневную жизнь зрителя, который растащит "Шапито-шоу" на цитаты и в ком-то из персонажей неизбежно узнает себя. Так же неизбежен и общий финал всех четырех новелл, в котором шапито сгорает, но выдать эту концовку — такой же спойлер, как сообщить заранее, что человек в конце жизни умрет.