В фильме Шпион, выйди вон! руководство спецслужб британской разведки узнаёт, что внутри засел русский шпион. Для проведения расследования из отставки вызван ветеран Джордж Смайли, при этом сотрудники и агенты должны быть даже не в курсе охоты на "крота".
Секс, перестрелки и важные разговоры даны издалека длиннофокусной оптикой, так что кажется — ты наблюдаешь их через оптический прицел засевшего в доме напротив снайпера. Два ключевых персонажа, чьи действия приводят в движение шпионскую интригу, вообще не появляются в кадре. Редкие всплески жизни — в их числе выход Хабенского с несмешным анекдотом про Хрущева и сцена шпионского корпоратива, где сборная британских суперзвезд хором исполняет гимн СССР, — тонут в офисной рутине: выстрел в спину кажется предпочтительней остывшего чая, а происки врага раздражают меньше, чем возня трясущихся за свое место клерков.
В иррационально прекрасные моменты «Шпион, выйди вон» становится не просто одним из лучших фильмов подходящего к концу года — он гордо выходит за рамки скучной сиюминутности и устремляется в кинематографическую вечность. Вердикт Кочерыжкина — угрюмое, мрачное, виртуозное, пугающе близкое к идеальному кино.
«Шпион, выйди вон!» предназначен не только лишь для одних почитателей творчества сложивших полномочия спецагентов. Даже несмотря на некоторую сложность восприятия сюжета, кино всеми силами старается быть лояльным и к самому несведущему зрителю – пусть целиком изящество и красоту замысла оценят в итоге далеко не все, но при минимальной концентрации и у человека бесконечно далёкого от реалистичных шпионских романов вряд ли останутся вопросы к сюжету по существу.
«Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона лишний раз доказал, что Шпионский Триллер, созданный за пределами Голливуда, как минимум не уступает в качестве американскому кино, а порой превосходит его. Иногда выходит так, что он обладает теми особыми качествами и неповторимым стилем, которые все реже и реже увидишь в голливудских картинах.
Стоит отдать должное Альфредсону за столь удачный подбор актёров. Гари Олдман, произнёсший за весь фильм от силы пару сотен слов, одним только выражением лица и пристальным взглядом передал всю ту атмосферу жизни шпиона. Колин Фёрт вновь доказал, что является, пожалуй, одним из самых выдающихся английских актёров современности.
В общем, фильм вышел на любителя, способного оценить и выдержанный стиль, и мастерство актеров, и работу съемочной группы. А кроме всех вышеперечисленных прелестей в фильме ровно три раза плачут взрослые мужчины. И хотя бы чтоб посмотреть, что же заставляет рыдать цвет английской разведки, стоит сходить на этот фильм.
Шпионская история в романе и в фильме довольно запутанная и, конечно, потребует гораздо больше умственных усилий, чем та же бондиана, но для ленивого зрителя, не обладающего достаточно аналитическим складом ума, который в какой-то момент устанет отслеживать сложные комбинации и перемещения персонажей в этой головоломке, картина содержит и человеческую историю, по справедливому замечанию одного из авторов сценария Питера Строхана, предельно простую.
Для того чтобы превратить в фильм один из самых тонких и сложных романов писателя, продюсеры должны были позвать не только лучших британских актеров — прежде всего, Гари Олдмана, погрязшего в последнее десятилетие в рутине "Гарри Поттера" и давно не игравшего столь серьезных ролей, — но и подходящего режиссера. Таковым стал швед Томас Альфредсон, известный по вампирской картине "Впусти меня".
Смотреть стоит только в случае необъяснимой тяге к «кино не для всех» или если вы являетесь поклонниками шпионских детективов без какого-либо экшена. Много разговоров, практически нет динамики, а для понимания сюжета надо очень внимательно слушать и запоминать каждое оброненное героем слово. Мне понравилось, но я вообще любитель атмосферного кино.
Гэри Олдман в очередной раз поражает искусством абсолютного вживания в образ, всецело перенимая чужие привычки, возраст, мировоззрение. А режиссёр и кинодраматурги Бриджет О’Коннор и Питер Строхан отказываются идти на малейший компромисс, сведя всё активное, «внешнее» действие чуть ли не к единственному выстрелу – жирной точке в грязной и запутанной истории.
Экшена тут и в помине нет, поэтому фильм рекомендуется любителям хороших английских детективов в духе Агаты Кристи, для которых нерасторопность повествования оказывается положительной характеристикой.
Операторские игры в «восьмерки» завороженно фиксируют неумолимо стареющего Гари Олдмана, а сюжет закручен до такой степени, что минутной слабости хватит для того, чтобы потерять нить и так и не найти ее до конца фильма. Впрочем, все это не так уж важно — для Альфредссона, кажется, куда важнее разглядеть сквозь завесу лжи, сигаретного дыма и смога саму механику жизни под вечным колпаком.
Здесь, в перманентной пелене, сотканной из сигаретного дыма, люди в очень красивых костюмах подолгу говорят и как-то чрезвычайно многозначительно шевелят бровями. Чуть-чуть отвлечешься на эти самые брови, тут же чувствуешь, как нить повествования неуловимо теряется из виду, поэтому лучше кино смотреть одному, ни на что не отвлекаясь, желательно с блокнотиком в руках.
Весь фильм снят как бы из-под его полуприкрытых век. Тут почти нет обязательной для шпионского жанра "остросюжетности", и главное чувство даже в самых напряженных моментах — сожаление. В глазах Смайли это история скорее не про предательства и международные скандалы, а про то, как вполне симпатичные люди бездарно растратили отведенное им время и испортили хорошее дело.
С одной стороны кино — прекрасное на грани гениальности, но при этом — зачем там вообще Хабенский? Зачем Ходченкова? А Марк Стронг, он только ради этого выстрела маячил всю дорогу в кадре? Да и чисто монтажно фильм зачем-то с самого начала представляет собой эдакий альманах, в котором все персонажи равны самим себе, и кто из них в итоге крот — настолько неважно, что сводит скулы. Если бы кротом оказался вдруг сам мистер Смайли — это никого бы не удивило и ничего не поменяло.