Фильм Смерть и жизнь Джона Ф. Донована представляет собой новую биографическую драму, режиссёром и сценаристом которой выступил известный в артхаусных кругах кинопостановщик Ксавье Долан (Это всего лишь конец света, Мамочка), а вторым сценаристом стал Джейкоб Тирни (И всё же Лоранс), а среди продюсеров в который раз выступила Нэнси Грант.
Сюжет этой драматической картины будет крутиться вокруг почтовой переписки между известным артистом и его юным фанатом. Однажды актёр Джон Донован получает письмо от одиннадцатилетнего мальчика, живущего с мамой где-то в Англии. Ответ на письмо и их дальнейшая переписка, внезапно переданная огласке, имела невероятный общественный резонанс, навсегда в корни изменив привычную жизнь Донована последствиями, о которых он не мог тогда себе даже предположить. Для кинематографической карьеры обоих участников переписки общественное обсуждение их общения в итоге имело колоссальное значение.
Актёрский состав фильма включает в себя таких знаменитостей, как Кит Харингтон (Преисподняя, Седьмой сын, Помпеи), Натали Портман (Джеки, Джейн берет ружье, Чёрный лебедь), Сьюзен Сарандон (Очень плохие мамочки 2, Большая свадьба, Порочная страсть), Сара Гадон (Девятая жизнь Луи Дракса, Звёздная карта, Враг), Кэти Бейтс (Титаник, Главное - не бояться!), а также Эмили Хэмпшир (Космополис, Жребий), Джейкоб Тремблей (Хищник), Джаред Кисо (Годзилла, Элизиум, Ночь с Бет Купер), Тэнди Ньютон (Хан Соло: Звёздные Войны. Истории, Опасный бизнес, Исчезновение на 7-й улице) и другие артисты. Музыку к этой полу-биографической картине сочинил композитор Габриэль Яред (Обещание, Лазурный берег, Влюбленные). Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах по стране 15 августа 2019, прокатчиком выступает «Вольга».
Что Натали Портман, что Сьюзен Сарандон очень убедительно транслируют и глубокую привязанность к своим экранным сыновьям, и надломленность психики. Внутрисемейные разборки в итоге вызывают даже больше эмоций, чем участь несчастного Донована.
Масскульт с его насилием над актером, погоней за горячими фактами, звездами как подопытными кроликами умер — и в «Смерти...» ему и пресловутому харассменту Долан плюет на могилу.
Критика справедлива, но вместе с тем «Джон Ф. Донован» обладает культурной ценностью, которую необходимо разъяснить.
При всей заезженности не раз уже проигранной Доланом гей-пластинки «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — новый куплет в старой песне. Фильм не просто заново проговаривает, а прямо-таки расковыривает былые травмы.
К исходу второго часа этот упоительный в своем дурновкусии фильм оборачивается ничем иным, как слегка понтующимся feel good movie: нравоучительным кино с кучей звезд и обязательным горько-сладким хеппи-эндом – жанр, который сегодня в Голливуде почти что умер.
Здесь он снова злоупотребляет крупными планами, ставит популярные песни, давит на слезу. Но, признаться, откровений от режиссера никто не ждет, и для поклонников «Донован» будет приятным повторением пройденного.
Все это у Долана уже было. Причем было это всего несколько лет назад, в его предпоследнем фильме «Это всего лишь конец света». С одним исключением: там — в отличие от «Донована» — тема была раскрыта максимально полно, понятно и сильно.
Вряд ли покажется каким-то художественным откровением, скорее просто эффектным пусканием пыли в глаза. Так что если вы не поклонник Долана, лучше дождитесь появления в российском прокате его следующего фильма под названием «Матиас и Максим».
Долан вдобавок к рассказу о страдающем актере (насколько удается проникнуться сочувствием к вечно рассеянному красавцу, — отдельный вопрос), хочет рассказать зрителю о современной поп-культуре. Какая цена у славы и имеют ли знаменитости право на частную жизнь? Можно ли страдать из-за проблем личного характера в мире, где идут войны и голодают дети? Долан задает эти вопросы (буквально задает — они звучат в фильме) с таким обличительным пафосом, будто он делает это первым. И ответы на них тоже не станут откровением.
Несмотря на долгий период работы над драмой «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», он все равно кажется незавершенным. Лента напоминает отрывки из разных фильмов, которые не очень хорошо вяжутся между собой.
Ксавье Долан, как и Эгоян, неслучайно разрывают экранное повествование на много лет; в обоих случаях за это время западный мир семимильными шагами продвигался по пути толерантности, и многое, что казалось недопустимым в 50-е, уже не представлялось одиозным в 70-х, а то, что угрожало карьере в 2006-м, уже не мешает самореализации в 2018-м.
Все поднимаемые в фильме вопросы — разлад семейных связей, травля непохожих, трудности в принятии своего истинного я, равнодушие общества, сопряженное с желанием разузнать самые интимные секреты кумиров,— настолько теряются в нагромождении клише, что кажутся поверхностными и надуманными.
Искусство, конечно, лечит раны, позволяет самым юным и вполне зрелым зрителям понять, что они в этом мире не одни, мотивирует, наконец, но в седьмой картине Долана есть стабильное ощущение, что собеседник режиссеру и не нужен.
Оседлать иную языковую стихию режиссёру не удалось, как уже было не раз со многими авторами до него. Почему-то искренность и эмоциональность Долана на английском языке слышится как претенциозность.
Долан уже на заре своей режиссерской карьеры устами своего "лирического героя" озвучил самый главный из занимающих его вопросов: "Почему же я такой особенный?". Эту загадку, судя по всем дальнейшим фильмам Ксавье, он до сих пор разрешить не смог, но отступать никак не намерен.
В микрокосме Долана выразительного лица обычно достаточно, но без его субъективной камеры поверхностность выглядит поверхностностью. Увы.
Лента получилась вымученной и неискренней, особенно в тех моментах, когда герои внутри кадра стараются подчеркнуть важность и масштабность происходящего. Вместо того чтобы рассказать историю и позволить зрителю самому сделать выводы, режиссёр зачем-то ударился в морализаторство.
Кризисный фильм был бы извинителен. Хуже то, что Долан здесь хотел прорваться на американский рынок, впервые сняв кино на английском языке. Отсюда выбор Харингтона: американцы узнают, заинтересуются. Это провал, ведь даже в Голливуде настолько политкорректно-нравоучительное кино выглядит плохо.
Это во всех отношениях фальшивое и натужное кино, которое оставляет в неприятном недоумении — о чем вообще кричали и переживали все эти герои два с половиной часа?
Невнятная, раздражающе нарциссическая и ужасно написанная драма от повзрослевшего вундеркинда Ксавье Долана.
Вот он жил, и вот он умер — не справился с напором фанатов, прессы, семьи, девушки, парня, собственных негативных мыслей. Все то же самое мы уже видели и два, и четыре, и десять лет назад — от все того же Долана, который еще не успел выдохнуться и мог задевать нервы зрителя в своих коронных камерных драмах.
Это чистая фантазия, и как это обычно бывает, гротескная и местами бессвязная, отнюдь не стремящаяся дружить со зрителем. Долан предстаёт в ней больше художником, нежели рассказчиком, а потому сосредотачивается исключительно внутри рамок выбранного топорного нарратива, элиминируя любые возможные критически замечания как абсолютно несущественные.