В 2012 году экономика Соединенных Штатов потерпела крах, и жизнь для всех изменилась. Однажды чемпион гонок NASCAR Дженсон Амес совершает преступление и получает несколько лет тюремного заключения. Когда он вышел, его жизнь улучшилась и изменилась к лучшему после встречи и бракосочетания с Сьюзи и рождения девочки. Но однажды закрывается сталелитейный завод, и он теряет свою работу. Но это не было самым худшим, что случилось с Дженсоном в тот день. Сьюзи жестоко убита, и он обвинен в ее убийстве. Джейсона посылают в Предельный Остров, худшую и самую жестокую коммерческую тюрьму в стране, которой управляет начальник Хеннеси. Она создала самый популярный в стране вид спорта: убей или будь убит в автомобильной гонке, где обитатели мчатся, чтобы выиграть свободу от тюрьмы после 5 побед. Каждый водитель ведет монструозный автомобиль, который загружен автоматами, ракетами, огнеметами, напалмом, и никаких правил. Начальник Хенннеси убеждает Дженсона тайно занять место покойного 4-кратного победителя суперзвезды Франкенштейна и носить его металлическую маску в гонке. Если Дженсон выиграет гонки, он сможет пойти домой к своей дочери, но чтобы добраться до финишной черты Дженсон должен убить всех соперников прежде, чем они убьют его.
На "Смертельной гонке" происходит, собственно, примерно то же самое, как если бы ручному, домашнему животному вместе рекламируемых на каждом углу сухариков с двухпроцентным содержанием курятины выдали шмат парной говядины: зверь, как подтвердят все обладатели котов, утробно заурчит, забудет про хозяина и примется уважать себя. Вот именно с таким довольным урчанием покидаешь "Гонки", почувствовав наконец, что ты не подопытный дурачок, в которого пихали соевые шарики, а, черт возьми, полноценный зритель. Лучший фильм уикэнда, однозначно.
Таким образом, в качестве римейка «Смертельных Гонок 2000 года» тридцати трехлетней давности тандем Андерсон-Стэтэм преподносит зрителю классический пример крепкого жестокого боевика - восхищаться храбростью главного героя, красотой его спутницы и коварством властных до поры злодеев не возбраняется. Кроме того, обращает на себя внимание и весьма удачно подобранный саундтрек - в конце концов, какая современная американская тюрьма без хип-хопа, а лирические сцены (вспоминаем «Столкновение» Пола Хаггиса) без "Может Быть, Завтра" Stereophonics?!
Во время просмотра "Смертельной гонки" вспоминается другой ремейк - "Роллербол" Мактирнана. Там тоже апокалиптическое будущее, смертельные гонки, простой и туповатый сценарий, но если у Мактирнана получился несусветный отстой, то у Андерсона - более чем крепкий боевик, в котором простота сценария в тупизну не уходит, а гонки смотрятся просто отлично. Так что, на мой взгляд, вполне можно посмотреть, чего я первоначально как-то даже и не ожидал от этого режиссера. Меня во время просмотра даже ностальгия пробила - вспомнил игрушку Death Track времен босоногой икстишной юности. Прям чистая экранизация.
Бодрое зубодробительное действо с большим количеством ржавого железа и пиротехники, мотивированность главных героев и раздача всем сестрам по серьгам. Ты за честный спорт? Значит, будешь живой. Ставишь подлянки? Просим пардону, на выход. А что «так не бывает», извините, мистер Андерсон недаром однофамилец одного сказочника, будет вам и белка, будет и свисток. Вот только драмы не будет, хотя вот что-что, а вживаемость по Станиславскому в собственного героя что у Стэйтама, что у Макшейна, что у Джоан Аллен, на высшем уровне, аж слёзы радости наворачиваются.
В титрах есть что-то про крах демократии и девальвацию доллара, но кино не о том: оно про железо, которое дырявит железо, про то, как занятно трепещет под ремнями безопасности попутчица в маечке (как и в оригинале, в каждую машину под надуманным предлогом подсажено по барышне), про то, наконец, как замечательно блестит толоконный лоб актера Статема, единственного на сегодня киногероя в полноценном восьмидесятническом смысле этого слова: две дюжины фильмов на одном выражении лица, и черт возьми, дай ему бог еще два раза по столько.
В этот раз Андерсон принял ещё одно верное решение – не стал и пытаться заигрывать с младшей публикой, как в «Чужом против хищника», и насытил фильм довольно кровожадными подробностями уничтожения конкурентов по гонке. Получается довольно просто – да. И некоторым образом тупо – не без этого. Но безотказно. Выразимся так – поставив перед собой задачу вырубить зрителя прямым ударом в голову, Пол Андерсон подумал-подумал, и взялся за автомобильный глушитель. А с этим, знаете, не поспоришь.
Режиссёр и кинодраматург Пол У.С. Андерсон в очередной раз блистательно доказывает, что знает, где следовало бы искать источник вдохновения Голливуду наступившего XXI столетия, подчас – совершенно не умеющему претворить в жизнь колоссальный технический потенциал, демонстрирующему безнадёжную скудость воображения. А заодно – и как именно этим источником распорядиться. Новая «Смертельная гонка», возможно, уступит лучшим экранным антиутопиям глубиной философского осмысления явлений, вызревающих в настоящем и грозящих предстать во всей своей красе уже в ближайшем будущем, – однако зрелище предлагает незабываемое!
Новое цирковое шоу, поставленное Полом Андерсоном после четырехлетнего перерыва, удивляет в первую очередь опрятностью и слаженностью. Это уже не самодеятельность в потемках, какой был «Чужой против Хищника», а нормальный аттракцион для народа, у которого все в порядке с хлебом. Схватившись за овеянный дурной славой фильм Пола Бартела «Смертельные гонки 2000», Андерсон паяльной лампой выжег оттуда весь трэш и угар, оставив только скелет — мужики и телки за рулем бронемашин. Все. Больше в «Смертельных гонках» ничего нет, сюжет так же минималистичен и условен, как декорации.
Из бездны тотального ужаса «Смертельную гонку» вытягивает лишь фирменный андерсоновский экшен − на этот раз пусть и не хватающий звёзд с неба, но действительно вполне достойный. Машины носятся, пулемёты строчат, бензобаки взрываются, Джейсон Стейтам бьёт морды и важно восседает за рулём — в общем, именно этого мы и ждали от фильма, только без десерта в виде обморочного сторилайна. Порой наслаждаться процессом сильно мешает не в меру прыгучая камера, но это самое «порой» случается не так часто, чтобы акцентировать на нём внимание.