Фильм Союз Спасения это российская историческая драма с возрастной маркировкой 12+ о событиях, после того, как российские войска взяли Париж. Режиссёром этой приключенческой картины выступил Андрей Кравчук (Адмиралъ, Викинг), а в числе сценаристов Никита Высоцкий (Высоцкий. Спасибо, что живой) и Олег Маловичко (Лёд, Притяжение, Молот, Саранча), а в списке продюсеров данного исторического кино значится даже сам Константин Эрнст (Анна Каренина, Край, Чужая, Давай разведемся).
Россия в эту эпоху становится державой номер один во всём мире. Наши войска в Париже, а молодые гвардейцы и офицеры, ставшие победителями в жёсткой и кровопролитной войне, уверены, что вот-вот уже засияют вокруг равенство и свобода. Но как бы ценой за это всё не ста любовь, личное счастье, богатство и даже своя родина. Впереди у них ещё множество открытий и немало жизненных испытаний, которые могут сломать и покалечить судьбы, а также изменить людей и их взгляды на окружающую пост-военную действительность.
Актёрский состав фильма включает в себя таких российских артистов, как Леонид Бичевин (Девушка и смерть, Зона турбулентности, Морфий), Максим Матвеев (Ленин. Неизбежность, Анна Каренина. История Вронского, Любит не любит), Павел Прилучный (Килиманджара, Рубеж, Любовь с ограничениями, Невидимки), Иван Янковский (Текст, Завод, Дама Пик), Антон Шагин (Пятница, Sex, кофе, сигареты, Бездельники), Александр Домогаров (Большой, Weekend, Царь), Игорь Петренко (Мы из будущего 2, Запрещенная реальность, Тарас Бульба), Виталий Кищенко (Братство, Белый тигр, Мишень), Иван Колесников (Тобол, Движение вверх, Конец прекрасной эпохи), Сергей Перегудов и другие актёры. Музыку к этой исторической и приключенческой драме сочинил композитор Дмитрий Емельянов (Потерянный остров, Про Любовь). Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах с 26 декабря.
Пожалуй, к минусам можно отчасти отнести и сценарий. Грамотно расставляя акценты и стремясь не обидеть ни тех, ни других, история мечется из одного временного промежутка в другой, вызывая у неподготовленного зрителя лёгкое чувство дезориентации во времени и пространстве.
Если кому нужна метафора для пояснения, то «Союз спасения» похож на кино по мотивам исторического полотна какого-нибудь Репина или Сурикова. Это красивый, красочный, немного грустный фильм, точно воспроизводящий людей с портретов (особенно хорошо это удалось в отношении Николая I), и всё здесь смотрится через призму ушедшей эпохи.
Если оценивать картину, отодвинув все исторические события на второй план, а на первый выведя людей, которые пытаются убедить друг друга в собственной правоте, то можно получить гораздо больше удовольствия.
Попытка Первого канала снять добротное и интересное для большинства кино засчитана, хоть и не реализована на должном уровне.
«Союз Спасения» четко понимает своего зрителя и его вкусы. Одним понравится тщательно воссозданная эпоха, другие увидят параллели с сегодняшним днем и исторические ляпы. Главное помнить, что это просто очередной эпизод истории, который упаковали в яркую обертку.
Самая зрелищная часть картины — тщательно воссозданные батальные сцены: «звучал булат, картечь визжала». В красивую форму гвардейцев можно вглядываться бесконечно — и даже от одного этого невольно загрустить по старой России.
Опыт кинореконструкции, вроде тех, что устраивал доцент Соколов к годовщинам Бородинского сражения. Андрей Кравчук может сколько угодно цитировать Умберто Эко и говорить о том, что история помогает понять современность. Но красивые картинки ничего понять не помогут — никому и никогда.
Революционеры, выступившие за своего императора, вроде бы тоже люди принципа, но в сравнении с монументальными характерами властителей выглядят как инфантильные бунтари, не способные пойти на компромисс.
Бесповоротно размывается всяческая историчность: глава Минкульта, конечно, уже посоветовал включить «Союз спасения» в школьную программу, но явно не для того, чтобы они лучше разбирались в делах давно минувших дней.
Это ведь не про декабристов, а про отношение власти к современным протестным акциям. В этом случае лучшее, что можно сделать, так это побыстрее забыть «Союз Спасения» и открыть хотя бы Википедию, но Мединский уже посоветовал включить картину в школьную программу. Кино, дети, смотрите, но вольности себе не позволяйте. Фейспалм.
Называть кино скучным — моветон и бессмыслица: кому‑то скучно про Андрея Рублева, а кому‑то про Чубакку, и что теперь. Но когда в фильме настолько бедная драматургия, это определение из оценки становится просто характеристикой.
«Союз спасения», хотят того его авторы или нет, звучит как одобрение политики государственного террора по отношению к несогласным. Одобрение добровольное, о котором власти, кажется, не просили: пока с подавлением смуты (тем более когда она воображаемая) они неплохо справляются без помощи кинематографа.
В «Союзе спасения» авторам отчего-то понадобилось обратное – власть очеловечить, понять и простить. А декабристы сами виноваты. Слоган фильма «Мы вышли. Нам не вернуться» со всей определенностью подчеркивает невозможность протестов.