Фильм Спенсер: Тайна принцессы Дианы это биографическая драма о периоде когда британский принц Чарльз был женат на Диане Спенсер. Брак вовсю трещит по швам и лишь на Рождество семья за большим столом старается изображать мир и взаимопонимание, хотя газетчики уже прогнозируют развод и даже поговаривают о романе на стороне. Семейное застолье, выезд на охоту, но каковы на самом деле отношения реального принца и принцессы зрители и узнают, посмотрев это кино.
Постановщиком картины выступил Пабло Ларраин (История Лизи, Джеки), а сюжет сочинил Стивен Найт (Видеть, Девушка, которая застряла в паутине, Жертвуя пешкой), а в продюсерах проекта числятся Марен Аде (Свистуны, Синонимы, Страсть не знает преград), Йонас Дорнбах (Тони Эрдманн), Янина Яковски. За визуальный ряд здесь отвечает Клер Матон, за монтаж Себастьян Сепульведа.
Актёрский состав сериала в главных ролях представляют Кристен Стюарт (Самый счастливый сезон, Опасная роль Джин Сиберг, Под водой) и Джек Фартинг. Компанию им в этой мелодраме составили такие артисты, как Тимоти Сполл (Вечеринка, Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит), Шон Харрис (Легенда о Зелёном рыцаре, Миссия невыполнима: Последствия, Макбет), Стелла Гонет (Родители года), Рихард Заммель (3 дня на убийство), Элизабет Беррингтон (Невероятные, Залечь на дно в Брюгге), а также здесь снялись Джек Нилен, Лоре Стефанек, Фредди Спрай и другие.
Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах страны с 9-ого декабря 2021-ого года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Белые ночи». На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на главный приз "Золотой лев". Заявленный хронометраж чуть меньше двух часов и составляет сто одиннадцать минут экранного времени. В нашем прокате фильм получил возрастное ограничение к просмотру 16+
Как всякий импрессионист, Ларраин рисует портрет леди размашистыми неровными мазками. Она, хрупкая потерянная красавица на грани нервного срыва, уже в прологе не может найти дорогу к окутанному туманом
Приглушённая личностная драма подчёркивается изысканным саундтреком виртуоза Джонни Гринвуда, в котором джазовые нотки сталкиваются с грациозными струнными мелодиями. Музыка в этом фильме – пожалуй, сильнейший экспрессивно-художественный инструмент, с помощью которого «Спенсер» настраивает своё чарующе-меланхоличное настроение, подчёркивающееся нежной, выполненной в пастельных и кофейных тонах операторской работой Клер Матон.
Паранойя, одиночество, раздражение, булимия, клаустрофобия, которую вызывают неотапливаемые комнаты поместья, — все это выражается через толстые метафоры. Ларраин и Найт не стесняются говорить с нами напрямую.
Фильм, постепенно погружающийся в психодраму на грани магического реализма (удивительно, кстати, тонкая сценарная работа автора «Острых козырьков» Стивена Найта, съевшего собаку на зашкаливающей маскулинности), отчасти близок Тарантиновскому «Однажды в… Голливуде».
При всех достоинствах «Спенсер» — неровная лента. Ларраин и его соавторы иногда перебарщивают с мелодраматизмом; видения Дианы (принцесса ассоциирует себя с Анной Болейн и время от времени даже встречается с ней лицом к лицу), призванные добавить в фильм сюрреализма, кажутся довольно нелепыми.
Кажется, еще никогда врожденная сдержанность мимических реакций актрисы не была столь уместна. Характерно, кстати, что Ларраин уже второй раз в карьере зовет на роли исторических красавиц актрис даже более привлекательных, чем их прототипы. Цели, впрочем, прямо противоположные.
«Спенсер» в высшей степени уважительное по отношению к зрителю кино: оно не ожидает дефолтного восторга из-за беспроигрышной темы или звездной актрисы. Даже напротив — ожидает, кажется, насмотренности и жадности до авторского почерка.
Единственное, что мешает по-настоящему проникнуться и полюбить эту картину — ее несколько излишняя (и нетипичная для Ларраина) сентиментальная прямолинейность.
В этой двойственности находка фильма, где у ключевых героев два лица – одно для портретов на купюрах, другое – для зеркала. И портреты постепенно поглощают лица.
Картина не менее скандальная, чем та, о жизни которой она снята. Показанная здесь Диана – это взбалмошная и наивная идеалистка, идущая наперекор всем ради своих прихотей и желаний. Зритель разделяет её страдания, ведь на контрасте с главной героиней предстаёт чопорное и излишне замороченное на традициях венценосное семейство.
Для просмотра «Спенсер» нужно подходящее настроение, которое позволило бы зрителю окунуться в водоворот чужих переживаний и пропустить их через себя. Кристен Стюарт в роли обречённой принцессы безумно красива, трогательна и притягательна. Два часа из одних страданий не воспринимаются пыткой, а размеренный ход фильма удачно подчеркивает рутину королевской жизни, распланированной на двадцать шагов вперёд.
«Спенсер» разочарует зрителей, желающих основательного изучения истории и жизненной драмы принцессы Дианы. Киноверсию Дианы Спенсер ошибочно могут посчитать капризной страдающей дивой – это даже обыгрывается в самом фильме. В то же время «Спенсер» вызовет восторг у тех зрителей, которые жаждут увидеть крепкую психологическую драму, раскрывающую историю потерянного, оказавшегося чужим среди своих человека.
«Спенсер» вообще не реалистический фильм, он не о реальной семье, не о реальной принцессе Диане. Это кино о состоянии потерянности, стесненности, изолированности и внутренней агонии.
Путешествие вглубь неспокойного сознания, где единственным нашим проводником будет Кристен Стюарт, с, вероятно, лучшей своей ролью на данный момент: эксцентричная, неузнаваемая, вызывающе женственная, в общем, полная противоположность своему же образу в жизни. Если «Спенсер» и не заслужит зрительской любви (что весьма вероятно), может, он хотя бы наконец избавит мир от шуток про анемичную игру Стюарт. Она давно это заслужила.
«Спенсер» - отнюдь не тотальная неудача. Фильм стоит смотреть ради Кристен Стюарт. Его стоит увидеть ради самой его сверхидеи: взять да и превратить сочельник в королевском дворце в феминистскую версию «Сияния».
Получилось просто «Спенсер», где кроме музыки от гитариста Radiohead забудется все и сразу. А самое мощное высказывание заключалось уже в одном лишь приглашении на роль именно Кристен Стюарт — уже игравшей наивную девушку, вляпавшуюся сердцем в семейство пафосных вампиров.
Увы, все эти красоты вылетают в трубу в финале, поскольку в реальности был и благополучный развод, и вполне себе успешная светская жизнь, да и роман с Доди аль-Файедом вряд ли был такой уж трагедией.
На протяжении всего фильма Диана пытается найти для себя новую идентичность. Если она не принцесса, то кто? Фильм дает ответ, в который, кажется, ни Ларраин, ни Кристен Стюарт не верят: она мать.
Это очень полезная для зрителя геодезия в условиях, когда фестивальное кино все чаще строится на смешении низкого и высокого, сложного и простого. В «Спенсер», как его ни ругай, много отчаянной красоты. Может быть, даже слишком много.
Сосредоточившись полностью на Диане, Ларраин не раскрывает личности ни одного из сопутствующих персонажей – ни принца Чарльза, ни королевы Елизаветы, ограничиваясь стайкой везде ее сопровождающих корги. Фильм блуждает где-то между психодрамой, хоррором и семейной историей, являясь примером типичного арт-мейнстрима.
В общем, если вы больше про состояние, чем про повествование, то «Спенсер» может вам понравиться. Но вот удовлетворяющего сюжета вы не получите.
В промежутках самобичевания Диана читает биографию Анны Болейн и потихоньку начинает встречать ее саму в коридорах ненавистного поместья. Фантазия уводит Пабло Ларраина и его музу Кристен Стюарт в пучины галлюцинаций и бреда, где используются типичные штампы.
Ларраин и Найт будто бы одновременно и хотят обвинить Виндзоров в том, что Диане с ними так неуютно, и побаиваются делать это открыто. Эта уклончивость тоже работает против фильма. Перед нами предстают вполне милые английские чудаки-аристократы со своими корги, и увидеть в них откровенных упырей не получается при всем желании.
Кристен Стюарт, как и принцессе Диане, просто не повезло попасть в этот фильм — она действительно большая актриса, и ей совершенно справедливо пророчат за эту роль «Оскар». Нюанс только в том, что премию дают не за художественные достижения фильма, а, по сути, за личную симпатию к конкретной роли.