В фильме Стать Джоном Ленноном мы узнаем историю юности популярного музыканта, его жизни с тётушкой и встречу с матерью, которая привила ему любовь к рок-н-роллу, увидим как создавалась его первая группа, узнаем о судьбоносной встрече с Полом Маккартни и о том, как простой парень стал Джоном Ленноном.
К сценарию претензий нет — возможно, потому, что сценарист Мэтт Гринхэл, прежде чем замахнуться на жизнеописание кумира миллионов, успешно адаптировал для экрана жизнь Иэна Кёртиса, звезды рангом пониже, в культовом музбайопике «Контроль». Режиссура тоже довольно крепкая и, к моему удивлению, практически не грешит авторским выпендрежем и визуальными излишествами, чего можно было бы ожидать от художницы и создательницы инсталляций. На высоте и актерские работы. Главная проблема в том, что в центре картины — не творческое становление будущих звезд, а своеобразный «любовный треугольник» сын/племянник — тетя — мама, за соотношением углов которого следить не очень интересно.
Фильм рассматривает генезис «Битлз» с психоаналитических позиций: два мальчика, один из которых сирота де-юре, а другой де-факто, сублимируют в песенках недостаток материнской любви. Наверное, в этом есть своя правда — озабоченность Леннона родительской темой широко известна, а для тех, кто забыл, перед титрами прозвучит трек «Mother», — а с другой стороны, не стоило бы оставить подобные озарения журналу «Караван историй»? Дебют в полном метре британской концептуалистки Тейлор Вуд оказался куда менее радикальным — и по содержанию, и эстетически, — чем можно было ожидать. Ровная, прилизанная, хорошо сыгранная мелодрама — с маленьким бенефисом Скотт-Томас и славным юношей в главной роли. Про Леннона ничего нового, в общем, не сообщается — кроме того, что он был крупным подростком.
Скучно. При этом фактических ошибок биографии тут не так уж много, ведь фильм снят по мемуарам сводной сестры Леннона, и все сюжетные вольности оправданы вполне естественной для жанра драматизацией (хотя невозможно понять, за что из Маккартни сделали такого урода). Да и многочисленные песни (не Леннона!), которые поет здесь Джонсон, звучат вполне сносно. Но, когда на финальных титрах слышишь голос самого Джона (вполне ожидаемая «Mother»), становится почему-то очевидно: фильм, который ты посмотрел, был снят о каком-то другом, совсем другом человеке.
В последнюю очередь хочется показаться ханжой, но причем тут Леннон и особенно зритель? Для своего дебюта Вуд не только выбрала не самый, мягко говоря, интересный период жизни певца, она еще и не до конца решила, что за кино хочет снять. Фильм без предупреждения несколько раз прыгает от многозначительных намеков в духе канонических байопиков (вроде трех моделей очков, в которых щеголяет будущая звезда) к душной психодраме (в которой тетя и мама рвут Джона на части) и обратно. Ну а поскольку в самые неподходящие моменты и то и другое прерывается эротическими этюдами, в голове после фильма шумит, как после разговора с шизофреником.