Фильм Страна Саша это экранизация повести Галы Узрютовой про семнадцатилетнего парнишку, ещё не определившегося, куда поступать и избегающего серьёзных романтических отношений. В разных жизненных неудачах и собственной нерешительности он винит поступок отца, бросившего семью, когда главный герой был ещё совсем маленьким. Но однажды он знакомится с яркой девушкой Женей, а также встречает отца. Так и начинается его путь к взрослой жизни и переосмысление картины мира и разных жизненных ценностей.
Постановщиком картины выступила Юлия Трофимова (Инсталайф), а в киносценарий повесть адаптировали вместе с ней также Мария Шульгина (Любовь без размера, Давай разведемся!) и Елизавета Тихонова. В продюсерах этой мелодрамы значатся Катерина Михайлова (Другое имя, Это не навсегда, Короткие волны), Константин Фам и Иван Борисов. За операторскую работу здесь отвечает Егор Поволоцкий, а за музыкальное сопровождение Сергей Штерн (1941. Крылья над Берлином, Папа закодировался, Калашников).
Актёрский состав фильма возглавляет Марк Эйдельштейн. Вместе с ним в главных ролях снялись: Мария Мацель, Дмитрий Ендальцев (Убить босса, Блокбастер, Гороскоп на удачу), Евгения Громова (Городские птички), а компанию им составили Дарья Румянцева (Синдром), Андрей Пермяков (Дорогой папа, Скиф), Максим Шпаковский, Алиса Тарасенко и другие наши артисты.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах на седьмое июля 2022 года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Централ Партнершип». Хронометраж этой русской мелодрамы заявлен всего в полтора часа и составляет вместе с титрами девяносто пять минут экранного времени.
Всем в фильме нужно повзрослеть и понять, кем они хотят стать, когда вырастут. И Саше, и его шебутной маме, а уж отцу-то тем более. Саша, похоже, повзрослеет раньше всех.
Это ироничный и чуткий фильм о взрослении, которому удаётся быть чуть более зрелым, чем его герои, но не настолько зрелым, чтобы стать для них ворчливым занудой.
Авторы картины задались целью всеми возможными способами достичь легкого летнего настроения своего первоисточника. Вопреки книге, где местом действия является Санкт-Петербург, локация перенесена на юг России. На фоне солнечных приморских пейзажей жизнь неспешно идет своим чередом, дневные хлопоты перетекают в вечерний променад по набережным, и ничто не в силах нарушить всеобъемлющий штиль.
Симпатичный современный фильм о первой любви, красиво снятый, ироничный и довольно точно показывающий поколение зумеров, их родителей и окружение в целом. Исполнителя главной роли Марка Эйдельштейна уже называют российским Тимоти Шаламе — и, уж точно, он ничем не хуже. Однако очарование его экранной возлюбленной в исполнении Марии Мацель и вовсе переходит все границы. И им даже есть что играть — у пары отличные забавные диалоги, мимимишность их отношений зашкаливает, но без фальшивой приторности.
Главное достоинство фильма – юмор и, конечно, молодые актеры. Марка Эйдельштейна назначили уже в российского Тимоти Шаламе, ну а Маша Мацель, уже успевшая заявить о себе в таких громких проектах, как «Перевал Дятлова» и «ЮЗЗЗ», видимо, заняла нишу русской Зендеи: невероятно фактурные, харизматичные, обаятельные – они украшение любого проекта. Как и в «Пингвинах моей мамы» интеллигентный подросток носит роскошные кудри. Конечно, жизнь заставит его отформатироваться – остричь длинные волосы, стать таким, как все, но как же хочется, чтобы прекрасный юноша Саша подольше оставался в своей Стране, ведь там – целый космос, впрочем, как и в душах каждого из нас.
Главным открытием и достоинством фильма стала именно пара Саши и Жени: тонкая и хрупкая Маша Мацель, любимый камерой Марк Эйдельштейн, которого только ленивый не сравнил с «красивым мальчиком» Шаламе. И хотя они лишь ненамного старше экранных героев, у молодых артистов за плечами уже есть главные роли в сериальных новинках этого года – проектах «ЮЗЗЗ» и «Смычок». Если там их персонажам пришлось попрощаться с подростковыми годами, в разной степени угодив в водоворот криминального мира, то в «Стране Саша» просто хорошо быть тихоней и шагать по улице под песни Сироткина. Правда, и тут жизнь все-таки больше любит смелых.
Это попытка поговорить о проблемах взросления, искренняя и честная, а самоирония героев только добавляет проекту легкости и драйва.
Это тот самый случай, когда между нашим фильмом и его главным конкурентом в прокате из США — «Первой любовью» — лучше выбрать отечественный продукт и насладиться несерьезным разговором о важном. И при этом вернуться в прошлое и вновь испытать прекрасное чувство первого поцелуя в пусть неидеальном, местами шероховатом и немного наивном, но оптимистичном и по-июльски теплом фильме.
В своем полнометражном дебюте Юлия Трофимова не упускает возможности экспериментировать. Основанная на одноименной повести Галы Узрютовой картина периодически ломает четвертую стену — герой Эйдельштейна, глядя прямо в камеру, зачитывает отрывки из литературного первоисточника (книга написана в формате беспрерывного монолога). В истории неимоверно много воздуха, герои периодически подолгу молчат — чего только стоит игра Саши и Жени в гляделки.
Кино про страну подростков, где невыросшими оказываются абсолютно все (и мы, зрители, тоже). Кино местами шероховатое, с неловкими диалогами, с провисающим хронометражом, но странным образом его это не портит. Мы уже предположили, что оно само — подросток. А подростка трудно винить за его нескладность. Скорее, она очаровывает.
История немного напоминает "Курьера" Карена Шахназарова: тут тоже юный герой, выросший без отца, и первая любовь, которая ему, по мнению окружающих, не пара. Только, в отличие от советского фильма, герои в "Стране Саша" существуют как будто в условном и очень романтичном мире, оторванном от реальности. За окнами у них – завораживающие морские пейзажи, все расслаблены и заняты лишь любовными переживаниями, и ощущение, что никто нигде толком не работает. Но, возможно, таким мир кажется, если сам ещё живёшь в стране под названием "юность".
Кино по-детски наивное, но ничего другого от подростковой инди-драмы о взрослении ждать и не стоит. Не считая шероховатостей в сюжете, в рамках жанра фильм работает как надо и со своей задачей справляется не хуже зарубежных аналогов. Взрослый инфантилизм, подростковая незрелость, проблемы неполных семей, толерантность, ментальное здоровье — это лишь второстепенные вопросы, которые авторы затрагивают в своем фильме. Основной темой от начала до конца остается дилемма главного героя касательно планов на будущее.
Фильм Трофимовой — как и книга Узрютовой — кино не настолько фестивальное, чтобы его нельзя было рекомендовать обычным зрителям. Это типичная история в категории young adult, рассказ про тех и для тех, кто только стоит на пороге взрослой жизни, причем без какой-либо чернухи.
«Страна Саша» как будто объединяет традиции советского кино о первых школьных любовях с их слегка меланхоличной, но все равно оптимистической интонацией и стилистику американского «симпатичного инди» вроде того, что так любят на фестивале «Сандэнс». Это кино легкое, даже легкомысленное, не лишенное свойственных дебюту шероховатостей, местами такое же наивное и неуклюжее, как его герои.
«Страна Саша» не стремится разобраться в устройстве подросткового мира, но создает довольно аутентичную флору и фауну взросления: приятные лица, знакомые сценарные ходы, испарина на лбу и дрожь перед первым поцелуем. Дебют Юлии Трофимовой — кино малобюджетное (но это скорее плюс), несовершенное, местами чрезмерно наивное и предсказуемое и кое-где сценарно хромое.
На фоне тяжеловесного и давящего безысходностью финала «Межсезонья» картина Трофимовой может показаться наивной и чересчур безмятежной. С другой стороны, «Страна Саша» не кажется оторванной от нашей реальности, идиллической и картонно оптимистичной. Зачастую мир подростка настолько единоцентричен, что внешние обстоятельства проникают в него не сразу. Да и своих проблем хватает — спросите хотя бы Сашу.
Этой, по сути, простой историей авторы пытаются ухватить и описать, пожалуй, самый быстропроходящий период человеческой жизни – уже вроде как не подростковый, но еще и, конечно, не взрослый. Со всей его неопределенностью и тревожностью, выраженной в поисках себя и попытках увернуться от давления старших, которые якобы знают лучше, кем нужно быть, когда вырастешь.
Это могло быть зрелище в духе Джона Кэмерона Митчелла («Как разговаривать с девушками на вечеринках») в ритме панка или хотя бы The Killers и Placebo, которые упоминаются на страницах книги. На деле же «Страна Саша» представляет собой унылое исследование совершеннолетия и многообразия выбора, приправленное первой влюблённостью. Сироткин на титрах поёт про планы на лето, молодость и бессмертие, только картины в целом это не меняет.
Странно видеть в профессиональном кино ученические ошибки даже в монтаже. Вот только что герой шел по ночной улице, в следующем кадре он в том же ритме входит в комнату, а за окном яркий дневной свет. Возможно, авторы имели в виду эпизоды, происходящие в разное время суток, но любой режиссер даст это понять зрителю - не в том ли состоит профессия? Не сформулирован единый стиль фильма.