В фильме Сумерки 3: Затмение город Сиэттл охвачен чередой загадочных исчезновений, а вампирша Виктория собирает армию молодых вампиров, чтобы отомстить Белле за гибель любимого. Тем временем, Белла вынуждена делать нелёгкий выбор между жизнью и смертью, дружбой с Джейкобом и любовью к Эдварду, зная что любое решение может стать поводом к новому противостоянию между оборотнями и вампирами.
Если принять тот факт, что Стефани Майер – не писательница, а окололитературный кондитер, а людям без каких-либо эстетических запросов тоже иногда хочется приобщиться к прекрасному (ну, в их понимании), то остается развести руками и сказать, что «Затмение» – ей-богу, идеальный для них способ потратить пару часов. Что уж там, это правда лучшая из трех серий. Отвечающие за возвышенность истории диалоги типа «я буду с тобой вечно» - «но я переживаю за тебя, ведь ты смысл моей жизни» разбавляются долгожданным действием. За экшн отвечали профессионалы одни из лучших в своей профессии, так что смотреть на схватки и погони, в любом случае, приятно. Периодически нам показывают трогательные и роскошно снятые исторические вставки. Появилась, хоть и примитивная, но драматургия. Наконец, актриса Стюарт здесь окончательно преодолевает все границы человеческой ничтожности, поэтому ей поневоле начинаешь, пусть и не сопереживать, но сочувствовать.
В третий раз с многосерийными эпопеями случается всякое. Бывает, что они окончательно уходят в крутое пике, а бывает и наоборот, что взлетают вдруг к неизведанным высотам. Первого с «Сумерками» в третьей серии, к счастью, не происходит. Второго, увы, тоже — хотя рывок вверх, надо признать, получился довольно мощный. Примерно половина фильма по традиции отводится под бесконечные разговоры о любви. Зато во второй половине Слэйд уже разворачивается во всю мощь — и «Затмение» в результате из всех выпусков саги, пожалуй, больше всего похоже на настоящее кино. Ладный, выразительный, энергичный, местами даже по-хорошему страшноватый вампирский триллер — именно это содержится в той второй половине «Затмения», которая начинается каждый раз, когда представители ключевой троицы Беллы, Эдварда и Джейкоба, наконец, перестают обсуждать свои чувства. В общем, решительный шаг всей сумеречной саги в верном направлении.
Что же мы имеем в итоге? Очередную серию, совершенно в канве всех прочих, не без находок, но весьма умеренных, что же касается «парыдать», то тут какая проблема — в особый страх Бэллы перед Викторией не веришь, потому что подследственная всю дорогу занята другими вещами, особым выбором между мясной и вегетарианской диетами тоже не увлечёшься, потому что все и так знают, что у хвостатых ни единого шанса. Даже вся эта тягомотина с выпускным прошла мимо текста на цыпочках, пара сцен и гуляй, Вася. Посмеяться было над чем, поаплодировать очередному лучшему поцелую — почему нет. Но над прогулками при полной луне тяжело рыдать даже самым впечатлительным дамочкам. Впрочем, мы же ещё обрыдаемся, правда?
Третья часть "Сумерек" должна была стать самой жесткой и энергичной серией во всей саге - и Дэвид Слэйд со сценаристкой Мелиссой Розенберг (подруга Стефани Майер) отлично справились с задачей. Однако главная троица актеров, как и прежде, играет деревянно. Величественный лес, окружающий городов Форкс, в кадре убедительнее их. Сама Виктория уже не та, что раньше. Замена Рашель Лефевр на посту главной злыдни саги карамельной Брайс Даллас Ховард не пошла "Затмению" на пользу. "Затмение" оказывается не лучше и не хуже "Новолуния". История развивается, залы полны, сборы безмерно радуют продюсеров - но по эмоциональному воздействию оба фильма блекнут перед впечатляющим началом вампирской саги - оригинальными "Сумерками", обладающими огромной пробивной силой.
Несмотря на очередную смену рулевого "Затмение" выдержано ровно в том же тоне, духе и цветовой гамме, что и предыдущие фильмы. При этом на драматических выходах стенка на стенку и, собственно, очередной стенки — скажем, Волтури в траченных молью камзолах или Калленов в серо-голубой пацифистской униформе — из тумана Слэйд явно оттягивается, а на передержанных и преобладающих выяснениях отношений — крупные планы на лица, он мерцает, она меркнет — не столько утрачивает чувство ритма, сколько, презрев его, просто отрабатывает т/з. Как и его предшественники, режиссер Дэвид Слэйд свой кусок хлеба с икрой отработал честно, на следующий инди-"Леденец" накопил и может жить спокойно, чтобы там ни гудели поклонники/хулители "Саги".
«Сумерки. Сага. Затмение» - третья часть франшизы, в которой главной героине Бэлле предстоит сделать выбор, от которого зависит ее дальнейшая жизнь. Собственно, это самый невразумительный момент в фильме, поскольку внутренние переживания девушки не находят внешнего выражения и принятие решения не выглядит таким уж судьбоносным. И если в книге логика развития событий становилась ясна из внутреннего монолога Бэллы, то в картине многие моменты оказались упущены, и дилемма потеряла свою остроту. Смертная девушка вовсе не разрывается между двумя разноименными полюсами: льдом и огнем, вампиром и оборотнем. Ее выбор выглядит очевидным с самого начала, и никакой рефлексии по этому поводу она будто и не испытывает. Соответственно, отсутствует напряжение, и все действия персонажей кажутся заранее просчитываемыми. Cамые сильные эпизоды в «Затмении» - это экшн-сцены. Они выполнены на высоком уровне с должным мастерством, поэтому захватывают зрителя своей динамичностью. А вот лирические моменты оставляют желать лучшего.
Дэвид Слэйд, приглашённый, очевидно, благодаря стильному опусу про вурдалаков «30 дней ночи», имел неосторожность подвергнуть книги Стефени Майер и их сусальные экранизации публичной критике – но, подписав контракт с киностудией, заявил, что это была шутка. Какая там шутка! Надо сильно, очень сильно проникнуться симпатиями к действующим лицам, чтобы по тысячному разу выслушивать душевные излияния красавицы Беллы и, напротив, терпеливые, предельно деликатные речи её ухажёров. «Любовный треугольник» с участием живой девушки, сразу ощущавшей себя не от мира сего и грезящей о романтике высоких материй, вампира с томным взглядом и безупречными викторианскими манерами и оборотня, напирающего на атлетическое телосложение и страстность своей живой натуры, мог бы показаться смехотворным, если б не… Если бы не обилие сантиментов, обрушиваемых Слэйдом и бессменной сценаристкой Мелиссой Розенберг на голову аудитории, только и ждущей возможности прослезиться.
Постановщик брутальных «Леденца» и «30 дней ночи» все-таки смог привнести в третью порцию лавбургера немного остроты. А вот свежей крови в фильме не то что вампиру — комару не напиться: подростковый прокатный рейтинг! Так что, братья мои клыкастые, нам ловить нечего: даже в кульминационном сражении герои умудряются не пролить ни кровинки! При этом сама битва хороших кровососов и временно примкнувших к ним вурдалаков с армией плохих упырей, собранной мстительной Викторией, смотрится неплохо. Волки — так и вовсе красавцы! Правда, пардон, кастрированные — все тот же рейтинг... Впрочем, на фоне того, что парни превращаются в зверюг прямо в штанах, это такая фигня! А вот что стало реально беспроигрышным ходом — так это приглашение троекратного лауреата «Оскара» Говарда Шора, чья великолепная музыка вкупе с пейзажами Британской Колумбии и зубастыми лохматиками мигом вызвала приятные ассоциации со Средиземьем. К этой музыке и волколакам еще бы достойный сюжет...
Со стороны авторов третьей части саги было в высшей степени правильным назвать фильм «Затмением», и отнюдь не только потому, что так именуется роман Стефени Мейер. Заголовок столь точно отражает состояние сознания режиссера и съемочной группы, что подобное прямое попадание в суть дела кажется поистине восхитительным. Дэвид Слэйд посвящает почти все свое и зрительское время выяснению актуальнейшего вопроса современности – допустимо ли утратить девственность до вступления в брак. Естественно, Слэйду, даже если бы он и захотел сотворить нечто выдающееся и эксклюзивное, продюсеры не доставили бы подобной радости, потому как на раскрученный многомиллионный бренд покуситься не моги – таков закон шоу-бизнеса. Однако Слэйд явно и не думал ни на кого покушаться, разве только на собственную профессиональную репутацию, что ему и удалось на славу: треугольная любовь вампира, оборотня и девушки с романтическим сердцем окончательно превращается здесь в копию телевизионного шоу из жизни пригородных домохозяек и их усатых воздыхателей.
То, что сегодня творится в «Затмении», уже напоминает явное и умышленное презрение всех и вся. Самых талантливых актеров подрастающего поколения — Джодель Ферланд, Кэмерона Брайта, Дакоту Фэннинг — используют в качестве говорящей мебели. Зато над остальными даже не глумятся, а откровенно издеваются. Разумеется, нужно еще поделиться какими-то сугубо кинематографическими впечатлениями от «Затмения». Так вот, к всеобщему сожалению, выстраданное Слэйдом творение становится похожим на кино лишь единожды. К финалу, сидя в палатке, страстные юноши (один из них — полуголый) будут в гневных словесных перепалках делить свою спящую возлюбленную. В данный момент та брезгливость, которую режиссер испытывает к материалу, выйдет из под авторского контроля — и это почувствует не только хохочущий зритель с заднего ряда, но и оператор, который решает чуть ли не покадрово цитировать «Горбатую гору».