Фильм Свистуны это криминальная комедия из Европы с возрастной пометкой 16+ по сценарию Корнелиу Порумбою, который здесь и выступил постановщиком картины, а среди продюсеров числится Марен Аде (Синонимы, Тони Эрдманн, Страсть не знает преград). В кинотеатрах России премьера состоится чуть ли не на целый год позже релиза фильма во Франции, Румынии и других европейских странах, и всё же прокатчик «Русский Репортаж» решил показать нашему зрителю эту картину.
Авантюрное кино развернётся в Бухаресте, где коррумпированный полицейский внезапно влюбляется в роковую красотку и способен ради неё совершить нечто невероятное. Девушка сама глубоко связана с криминальным миром, а потому полицейскому необходимо вызволить для неё одного важного бизнесмена-преступника, отбывающего срок в особой отдалённой тюрьме на охраняемом острове Гомера. Там ему предстоит не только помочь бандиту и вызволить того из-за решётки, но и для начала овладеть секретным языком свиста, на котором там и общаются местные заключённые. А осваивать этот навык кодового общения на расстоянии будет ох как непросто, да ещё и грамотно и верно применять его, попав во враждебную криминальную среду, чтобы всё сделать верно. Потребуются все силы и всё старание, а также смекалка и бывалый полицейский опыт, чтобы провернуть эту невероятную авантюру с успехом.
Актёрский состав фильма включает в себя таких артистов, как Влад Иванов (Концерт, Полицейский, прилагательное), Катринель Марлон (Страшные сказки), Дэвид Агранов (Люди Икс: Первый класс), Джордже Пистерьяну, Родика Лазэр, Агусти Вильяронга, Антонио Буиль, Сабин Тамбреа, Иштван Теглас, Кристобаль Пинто и другие. Хронометраж картины составляет полтора часа экранного времени и заявлен в 97 минут, включая титры. Дата премьеры в России для этой криминальной комедии назначена на двадцатое февраля 2020 года.
Привычное кино Порумбою — о совершенно обычных ситуациях и заурядных людях в переломный период. В «Свистунах» герои тоже на жизненном перепутье, но обстоятельства, да и самих персонажей тривиальными уж никак не назовешь.
Формально это полицейский детектив, даже нуар: большие деньги, опасность для жизни, соблазнительная красотка, пистолет у виска. Но в ткань фильма вшито все то, что делает лучшее жанровое кино фильмами на все времена.
Один из умнейших представителей своего цеха, режиссер лингво-математической точности, Порумбойю обновляет собственный киноязык и дает новое, птичье наречие герою.
Попав под очарование изысканного визуального ряда да увлёкшись удалой, кручёной интригой, о нём как о вспомогательной, ушедшей на второй план части сложной комбинации забываешь.
Перед нами если не главное синефильское событие года, то как минимум кино, которое точно придётся по душе Квентину Тарантино и всей необъятной армии поклонников его творчества.
У фильма есть все шансы пересечь границы Румынии и стать одним из прокатных хитов, а немного попсы никакому серьезному художнику не повредит. И Порумбойю завершает картину уже откровенным масс-культом: светомузыкальным шоу в парке развлечений.
От румынского кино все ждут социальной проблематики и звериной серьезности, но Порумбойю, собрав и коррумпированную полицию, и гангстеров, и «девушку в беде», и кровавую резню, щедро сдабривает все это юмором и легкостью, превращая «Свистунов» в увлекательное жанровое кино.
Порумбою, выступая в практически поп-формате, чего он раньше не делал (это его первый международный проект и, пожалуй, пока самый громкий в целом), не теряет себя, свою фирменную румынскую тоску, и при этом разговаривает с нами немного по-другому — обманчиво просто.
Кино совсем не авантюрное, хоть и прикидывается им. Среди оммажей классическим американским нуарам и тонкого высмеивания канонов детективного кино, прослеживается все те же волнующие темы некоммуникабельности, утраты языка, как средства выражения.
Пытаясь оставить серый румынский соцреализм в прошлом, в одном из эпизодов фильма Порумбойю устами своей героини иронизирует над национальной кинематографией. «Здесь ничего нового давно не снимают, режиссера застрелили»
«Свистуны» — кино незамысловатое в самом лучшем из смыслов, смешное, но не до колик, развивающееся стремительно, но не настолько, чтобы кровь стыла в жилах.
В той причудливой реальности, в которой все мы живем последние десятилетия, возможно, это вообще нормально. Действие «Свистунов» происходит в интернациональном мире морального банкротства и разрушенной коммуникации.
Порумбою не лишает себя удовольствия показать примерно минуту из великой сцены погони. «Искатели» — фильм о тех, кто сорвался с места и выпал из своего времени. «Свистуны» — тоже о потере почвы под ногами.
Отвергая и прагматичную безнравственность мафии, и лицемерный морализм служителей закона, Порумбою и его герой ищут свободы от навязанных обществом правил.
Неужели Порумбою заинтересовался запоздалой активацией постмодернизма? Даже если и так, он все равно продолжает вести диалог со своими прежними притчами, воспаряя при этом из постреволюционной румынской унылости, заземленности в синее небо, в сладкоголосый сон.
Если словосочетание «румынское кино» все еще вас пугает, сейчас самое время развеять стереотипы и убедиться, что увлекательные жанровые фильмы создаются не только в Голливуде.
«Свистунов» невозможно упрекнуть в какой бы то ни было банальности или вторичности, их необыкновенная свежесть и оригинальность подкупают, а детская непосредственность просто-напросто обезоруживает.
Эта вроде бы неактуальность способна превратить его в идеальный объект перевода и импорта. И никто, пожалуй, не удивится, если однажды выйдет ремейк, в котором к берегу Ла-Гомера под все ту же песню Игги Попа пристанет уже герой не Влада Иванова, а Джорджа Клуни.
Как и сам Порумбою, с одной стороны, он снимает вполне традиционный жанровый фильм про полицейских и воров, с другой — не дает забыть о том, что это кино в контексте другого кино.
«Свистуны» не пытаются быть близкими к реальности, напротив, это подчеркнуто выдуманная, утрированная история, наполненная отсылками к классике.
Симптоматично, что Порумбою, прикованный к румынской действительности и революции 1989 года, снимает такой юбилейный фильм. Как будто выбирает между народным детективом и документальным расстрелом все-таки фикшн – путешествие на Канары, любовь к кинематографической роковухе.