Фильм Тайна Чингис Хаана расскажет историю жизни одного из величайших полководцев в истории человечества: Тэмучина, который хотел быть всего лишь отцом, но однажды ему было суждено стать воином. Он объединил под своей властью целые народы от Жёлтого до Средиземного моря. Это история любви Темучина к Бортэ, его первой жене, и история дружбы и предательства брата Чингисхана Джамухи. История о том как простой воин получил имя якутского божества Чингис Хаана.
«Тайна Чингис Хаана» – это фильм, с одной стороны, непосредственно наследующий советскому среднеазиатскому поэтическому кино 60–80-х годов, снимавшемуся в основном по произведениям Чингиза Айтматова, а с другой – продолжающий традиции документальных этнографических лент про якутские, бурятские, хакасские и т. п. обычаи. Даже битвы режиссер Андрей Борисов снимает, словно постановочные состязания на народных празднествах. Что уж говорить о красочности костюмов: почти каждая сцена, даже совершенно будничная, – как этнографическая выставка… Трудно, конечно, судить, насколько исторический Чингисхан вписывается в подобное пестротканое разноцветие, одухотворенное библейскими стихами, но русскому сердцу он – под таким сладким соусом – точно станет всех милее.
Первые минут сорок завораживают просто на раз - Борисов берёт размеренный темп и насыщает экран ярчайшими визуальными образами, наполненными той самой звенящей мистической красотой, что бывает только в степи. Другое дело, что момент, в котором суровая правда истории Чингисхана потребовала бы перехода к военным действиям, был неотвратим - и в этот самый момент «Тайна Чингис Хаана» благополучно превратилась в совершенно другой фильм. Вместо завораживающей степной медитации начались дурно снятые бойни - камера мечется между лошадьми, массовка машет саблями, кто-то куда-то падает, из-за кадра брызгает красное. И вот что особенно смешно - как только схватка заканчивается, фильм немедленно обретает свой завораживающий и величественный ритм обратно. Так всё и идёт до конца, чередуясь. В принципе, и в таком виде «Тайна Чингис Хаана» весьма любопытна - положа руку на сердце, и не вспомнишь фильм, хотя бы отдаленно на неё похожий.
"Тайна Чингис Хаана" – непривычный, особый и трудный для восприятия проект. Главный персонаж истории – степь в ее многообразии, своенравности, манящей красоте. Повествование строго, сухо, информативно и воздерживается от сентиментальности как в лирических сценах, так и в кровавых эпизодах сражений. Визуальный ряд наполнен созерцанием природы в попытке уяснить ее особый язык. Музыка, сопровождающая действие, звучит навязчиво, нелогично и несоответственно драматургии эпизодов, потому что она необычна. История становления великого императора подана в форме философской притчи.
Борисов выбрал очень странную тропу к Чингисхану. Он снял кино про тенгрианство — поклонение вечному небу, монгольское единобожие. Вообще в фильме очень много сложной мистико-религиозной символики. Где нет символики — там крупные планы, значительные взгляды на несколько секунд, странные диалоги, произносимые в камеру с выражением. Вообще, вопросов к этому фильму нет — для якутов, причисляющих себя к родственникам Чингисхана, это не фильм даже, а такой выстрел поющей стрелой в синее небо-Тенгри. Нам же, потомкам потерпевших сокрушительное поражение и ставших данниками Орды, остается ждать проблесков гениальности, прорывов в настоящее кино.
Больше всего «Тайна Чингис Хаана» напоминает отчет об этнографической экспедиции. Видно, что авторам было не все равно — солидный бюджет, который можно было тупо грохнуть на спецэффекты, потрачен на освоение народных ремесел. Люди сами ковали «правильные» доспехи, старались вычислить по бегу облаков будущий бокс-офис картины, актеры предлагали режиссеру свои варианты мест съемки. В итоге нам показывают красивейшие туристические объекты Сибири: Байкал, «Каменных исполинов» Якутии, «Долину мертвых царей» в Хакассии. Увы, из-за искренней увлеченности и солидного возраста всех этих людей фильм так и не стал не похож на то, что мы любим, — ни на фестиваль двойников Элвиса, ни на слет обезумевших любителей ролевых игр.
История кино знает немало примеров, когда жертвование исторической правдой в угоду задачам искусства, или даже государства не мешало произведению стать классикой, причем заслуженно. Все гораздо проще: вот так вот стараешься, привлекаешь местные ресурсы в виде бюджетных денег, средств от добычи алмазов и монгольской конницы с пехотою, претендуешь чуть ли ни на современного Тарковского, а на выходе получается скука смертная, она же «У.Г.», если пользоваться сетевыми мемами. Познавательное в этнографическом смысле, но совершенно бесполезное в художественном. И тайна тут всего одна — зачем нацпроектам дался якутский Чингисхан, крепкий государственник и хороший семьянин. Но на нее нет ответа.
Драматургия слабая, зрелищность на уровне советского телевизионного сериала начала 80-х. И это несмотря на то, что бюджет у картины немыслимый даже по столичным меркам (10 млн. долларов). Самое ценное в фильме, предмет гордости – батальные сцены и картины природы. Хотя природа – не заслуга, а битвы настолько постановочны, что не затрагивают чувств, даже когда с плеч летят головы и из глаз торчат стрелы. Все понарошку, все – инсценировка. И все очень стараются. Фильм настолько слабый, что не хочется его ругать. Это кино похоже на творчество ребенка, на примитивное искусство индейцев. Им можно даже любоваться, как наскальной живописью, и получать информацию этнографического характера.