Режиссура в «Тайне» на хорошем уровне, а работа композитора Джона Пауэлла и художников, работающих с Земекисом не первое десятилетие – просто выше всяких похвал. Однако можно только догадываться, как выглядел бы Марс, окажись у руля сам Роберт Земекис. Возможно, главное в «Тайне красной планеты» - это не то, как она сделана, а то, какой смысл вложили авторы в историю мальчика, отправившегося на Марс, чтобы спасти маму. К сюжету – крепкому, логичному, но не поражающему воображение, могут возникнуть претензии. Возможны они и по отношению к спецэффектам – и 3D, и "performance capture" критикуют часто. Но вот смысловая часть кажется безупречной. Как бы ни сложилась прокатная судьба «Тайны красной планеты», ее постановщика Уэллса и продюсера Земекиса, мультфильм получился оригинальным, интересным и качественным.
«Тайна Красной планеты» – показательный для диснеевской мультлинейки продукт, способный угодить буквально всем возрастам. Для детей имеются забавная мифология (дети на Марсе появляются раз в 25 лет – прорастают на грядках), бодрая череда трехмерных погонь и ненавязчивая мораль про важность семьи. Людям старшего школьного возраста тоже есть чем поживиться: по всей картине щедро разбросаны цитаты – от «Звездных войн» до «Матрицы». Ну а взрослые сквозь разноцветные стекла стереоскопических очков могут, если пожелают, увидеть совсем другое кино. Тем более что вылавливать недетские подтексты и намеки в детских мультфильмах спорное, но презабавное занятие, а «Тайна красной планеты» для таких дел – образцовый полигон.
Полнометражный мультфильм, который, по словам авторов, вырос из банальной ссоры между автором книги, на которой и основан фильм, Беркли Брезедом и его сыном из-за миски злосчастной брокколи, оказывается одним из самых интересных мультипликационных проектов этой весны. При кажущейся простоте структуры и сюжета и некой абсурдности завязки в нем обнаруживается чуть ли не второе дно. В "Тайне красной планеты" очень умело обыгрываются практически все штампы научной фантастики, начиная от Мельеса и заканчивая последним "Троном", но парадоксальным образом он больше всего похож на польский фильм 83-го года "Сексмиссия", хотя бы по своей антифеминистической направленности и наличию здоровой доли шовинизма. Что для мультипликационного продукта для мальчишек и девчонок, а также их родителей в самый раз, без дураков.
Cамое запоминающееся в «Тайне Красной Планеты» – это не предсказуемый сюжет, не «колоритные» до надоедливости герои, одного из которых озвучила сама Жанна Агузарова, и не переизбыточный пафос борьбы за семейные ценности, а победительное пиршество трёхмерных технологий. И не мудрено, поскольку за дело взялась студия «Image Movers Digital», с блеском заявившая о себе в позапрошлом году «Рождественской историей». Технология «захвата движения» (motion capture) за это время существенно продвинулась вперёд: cмотришь «...Красную планету» и временами совершенно теряешь ощущение «мультяшности» происходящего. Трёхмерные текстуры выглядят предельно реалистично, то же самое можно сказать и о пластике персонажей. На таком роскошном фоне хотелось бы более тонкой, изящной лицевой анимации, а изящества в «...Красной планете» как раз и не хватает.
Снятая студией Роберта Земекиса, «Тайна красной планеты» страдает, с одной стороны, от влияния собственного продюсера, с другой — от отсутствия его режиссерской руки. Фильм вроде бы и пропитан фирменным земекисовским безумием: на Марсе, например, царит потешный матриархат. Но без самого Земекиса за пультом управления эта история так и не обретает лица: архитектура будто бы позаимствована из «Трона», облик марсиан — из «Марс атакует», остальное подсмотрено в «Планете обезьян». Дети, впрочем, на сложные отношения «Тайны» с классикой внимание обратят вряд ли, а вот финальную мораль наверняка усвоят.
Не особенно впечатляет (хотя и не особо расстраивает) тут почти все — и умеренно смешные шутки, и не очень изобретательный сюжет, и нарочито сентиментальная, но почему-то не сильно трогающая душу кульминация. Всерьез в экранизации недавней книжки карикатуриста Беркли Бриседа «Марсу нужны мамы» поражает только идейная направленность — ожесточенная критика феминизма, пусть и не с позиции мужчин-шовинистов (самцы тут — все равно клинические идиоты), но как минимум от лица женщины, выбравшей семью, а не карьеру. Очевидно, мамы неожиданно понадобились не только Марсу.
«Тайна» сделана сильно проще, чем «Беовульф» или «Рождественская история» - никаких специальных примочек предыдущих фильмов, типа анимированного лица Джима Керри или анимированного тела Анджелины Джоли, тут нет и в помине. Зато весь комплект ограничений земекисовской технологии - пластмассовые манекеновские лица, неловкие движения, потухшие глаза - представлен во всей своей красе. Спору нет - любить и уважать маму надо, без мамы никуда. Но - выносить ради этой нехитрой мысли полтора часа неважно прорисованного, неважно придуманного, да ещё и хамски манипулирующего мультфильма, совершенно не нужно. Ни взрослым, ни детям - полагаю, у их мам в запасе есть масса куда более действенных, чем эта «Тайна красной планеты», способов дать понять, что важнее мамы никого на свете нет.