В фильме Телохранители и убийцы мы узнаем о двух противоборствующих группировках в Гонконге начала ХХ века. Одна из них стремится убить, а другая защитить Сунь Ятсена, который собирается провести в городе встречу и составить на ней план свержения правящей династии Цин.
Новый фильм Тедди Ченя часто называют «патриотическим боевиком», но это неверно — хотя бы потому, что в «Телохранителях и убийцах» и хорошие, и плохие парни — китайцы, а значит, война тут — гражданская. Революционный боевик? Тоже не совсем так. И дело тут не только в том, что среди восьми защитников будущего «отца нации» лишь один говорит о светлом будущем китайского народа, остальные же оказались по эту сторону баррикад из-за проблем в личной жизни. Но если в том, что касается идейного содержания «Телохранителей и убийц», и могут быть разночтения, с точки зрения формы все яснее некуда: это почти эталон — картина Ченя обошла в призах и номинациях, на секундочку, «Битву у Красной скалы» Джона Ву!
140-минутное полотно режиссера Тедди Чана («Случайный шпион»), вся вторая половина которого состоит из непрекращающихся боевых сцен с прыжками, полетами и взрывами, — это в переводе на русские реалии фильм про то, как Ленин и Зиновьев в Разливе пишут статью «Уроки революции», а их в это время прикрывают от охранки беглый монах-расстрига, нервическая гимназистка и боевая баба-яга в ступе, приделанной к экранному небосводу за тонкие стальные стропы. В фильме «Герой» мощь китайской киносказки была направлена на провозглашение принципов патриотизма — в «Телохранителях» она поставлена на службу бескомпромиссной для XXI века революционной пропаганде.
Не проходит и полутора часов за семейными разборками и приготовлениями, как начинается довольно неплохой action — особенно эффектно выглядит появление причесавшегося бомжа со стальным веером, который один выходит против нескольких десятков убийц и, как Ума Турман в "Убить Билла", бегает по перилам, летает по воздуху, крушит бамбуковые конструкции, рвет обмотавшие его цепи движением плеча, в общем до последней капли крови тянет время для Сунь Ятсена, чтобы тот успел, как следует, разагитировать всех, кого нужно, и объяснить, что "революция — это возможность дать возможность четыремстам миллионам людей жить свободно".
Получившийся продукт поражает воображение уже не так сильно, практически ничего не прибавляя ни к "Разборкам в стиле Кунг-Фу", ни к "Ип Ману" — глянцевому костюмированному ретро-боевику, которому, вообще-то говоря, "Телохранители..." должны были исторически предшествовать. Странное ощущение, что фильм, снятый в 2002-м, непонятным образом оказался в 2010-м, не отпускает на всем протяжении просмотра. Впрочем, еще сильнее ощущается сожаление, что кунг-фу про Ленина у нас никогда не снимут.
«Телохранители и убийцы» Тедди Чэня – масштабный мелодраматический боевик о спасении лидера революции, с рыданиями, прыжками, трупами и слезинкой вождя. «Телохранители и убийцы» в Китае — абсолютный хит проката, собравший $50 млн, а у нас — артхаусный «элитарный» боевик». И это действительно так. У нас в стране, похоже, только луженые желудки любителей архауса, которых чем с экрана ни трави, все равно из зала не выкуришь, способны вытерпеть два с половиной часа «Телохранителей и убийц». Нашему зрителю фильм «Телохранители и убийцы» интересен в первую очередь не с кинематографической, а с этнографической точки зрения.
Что за сон пьяного мастера кунг-фу, социалистический по содержанию и гонконгский по форме? Такое вот снимают теперь в Китае историко-революционное кино: осознав, что революцию в белых перчатках не делают, а "тротуар истории", если вспомнить Владимира Ленина, это вам не Невский проспект, начинают летать по воздуху, пикируя на головы реакционерам. Для России такой фильм — хорошо забытое старое. В 1970-х годах точно так же Гражданская война стала предлогом для "истернов" Никиты Михалкова и Самвела Гаспарова. И это был вернейший симптом того, что идеология исчерпала себя