В фильме Темный мир мы узнаем о группе студентов, которая отправилась в фольклорную экспедицию по глухим северным деревням. В подземелье одна из девушек находит древний щит и прикоснувшись к нему обретает сверхспособности. Некий колдун также желает завладеть этими силами, и теперь студентам придётся дать бой.
Несмотря на здорово отдающий старым добрым трэшем начальный посыл, история умудряется моментально захватить, заинтересовать и завлечь настолько, что выискивать какие-то сценарные недоработки нет ни времени, ни желания. Потому что «Тёмный мир» – яркий представитель того особенного типа картин (без всяких скидок на страну производства), во время просмотра которых крайне редко получается предсказать, что же случится в следующие десять минут. Да, история крепко держится известного сюжетного шаблона, но мысли в духе: «Это ж надо, как здорово закрутили!» – посещают голову с завидной регулярностью. «Тёмный мир» – кино с потрясающей энергетикой, живое, просто-таки пышущее жизнью, цепляющее с первых кадров и не отпускающее до самого конца.
Всё по старинке, канонам молодёжного мистического триллера с элементами боевика и ужастика: cтуденты филологического факультета некоего Университета; любовно-эротические переживания и соответствующие ситуации «разборки» между мальчиками и девочками; магический щит, в котором заключён злой дух; сильные мира сего, оказывающиеся на поверку колдунами и прочими «кровососами»; загадочные «положительные» лапландские ведьмы. Другой вопрос, как этот «Темный мир» сделан. В первую очередь нужно отметить актёрские работы красавицы Светланы Ивановой и Ивана Жидкова. Недостатки сценария и режиссуры искупаются энергичным монтажом и весьма недурными спецэффектами. Получилось и жутко, и стильно, и временами «офигительно», говоря молодёжным языком, красиво.
"Темный мир" - это первый российский 3D-фильм. Причем, надо сказать, сделанный очень качественно. 3D завораживает уже с титров, а по ходу повествования появляется в самые напряженные и самые красивые моменты, усиливая впечатление. Это хорошее зрелищное кино для тех, кто не обязательно ждет от фильма какого-то глубокого смысла. Сюжет, в общем-то, довольно стандартный, но за достойную графику это можно простить. Ориентированный в основном на молодежную аудиторию, фильм содержит все атрибуты, чтобы ей понравится.
Главное в этом фильме - то, что он действительно все-таки чем-то цепляет. Да, к нему есть масса претензий, он плохо сбалансирован, там есть явная сумятица в жанрах и попытка напихать в один фильм все то, что создатели видели в голливудских творениях, но его смотришь, в общем-то, с интересом. Там можно глумливо циничничать над различными эпизодами, однако ни разу в голове не возникает мысль из серии "Опять наши какое-то полное фуфло сняли", как, например, во время просмотра "Запрещенной реальности". Потому что это, к счастью, не фуфло. Это вполне засчитанная (хотя бы нами с котом Бубликом) попытка сделать молодежный фантастический триллер.
Первое отечественное фэнтези в формате 3-Д, тут уж с самого начала неясно, как реагировать на такое предложение, смеяться или плакать. «Темный мир», однако, устроен довольно грамотно — в том смысле, что он в равной мере способен провоцировать и ту, и другую реакцию, и, кажется, совершенно этого не стесняется. Вот интересная штука — вся эта жуткая свалка вызывает не столько раздражение, сколько весёлое любопытство. Бесконечные конвульсии, в которых сюжет «Темного мира» бьётся весь фильм, поданы здесь этак небрежно — и эта небрежность нешуточно подкупает. То есть, кажется, здесь нам никто не планирует делать вид, что перед нами большое серьёзное произведение, которое изменит наш кинематограф навсегда. Бодрая ерунда со спецэффектами — вот это больше похоже на правду; и создатели «Темного мира» ни секунды не притворяются, что делают что-то иное. За что им, вот правда, большое человеческое спасибо.
Кажется, одно гражданин Мегердичев понял: главное — это зацепить зрителя, и тогда он тебе простит и галимое триде, и переигрывание в кадре, и эклектику сюжета, и даже сворованность картинки. И у авторов это почти получилось. Одна проблема — лишь ближе к середине фильма, когда почти все уже благополучно спали, и в совсем не той степени, чтобы действительно начать всё прощать.
Картина режиссера Антона Мегердичева скачет среди сказочных красот карельской природы, как прожорливая жаба, заглатывая все, что встречается на пути, от молодежных хорроров до «Властелина колец», от китайских эпосов про летающих воинов до «Священной книги оборотня» Виктора Пелевина. Сюжет разбухает, жабу распирает, кажется, вот-вот она лопнет, пыжась стать лягушкой-царевной. Но от этого позора авторов спасает здоровый цинизм, проглядывающий в каждом повороте несусветной фабулы. К финалу думаешь, что все это могло бы называться «Самый фэнтезийный фильм», хотя окончательно рухнуть в пародию «Темный мир» осмотрительно не спешит. Не то чтобы кто-то тут щадил чувства простодушных юных зрителей, но надо ведь и о продолжении подумать. Там, глядишь, и нечисти будет побольше, и грибов погуще, и 3D понадежней. А пока, чего ж, пробная экспедиция, молодо-зелено, первый курс.
Молодежный хоррор ненадолго мутирует в триллер, а потом уверенно перетекает в фэнтези с летающими женщинами и поединками в ветвях елей с явными и совершенно не шуточными визуальными отсылками к китайскому сказочному киноэпосу. Авторы, кажется, так до конца и не смогли выбрать между глумливой пародией и серьезной сказкой. Соединить иронию с волшебством органично не получилось, и картина беспомощно повисла где-то между. А запечатлеть силуэты русского темного мира, где эзотерическая небывальщина идет рука об руку с посконной бытовухой, лучше чем в "Дозорах" по-прежнему так и не удалось.
Учитывая, что режиссер Антон Мегердичев снял в 2007-м вменяемый боевичок «Бой с тенью-2», я ожидала от его дебюта в фэнтези большего. Да, тут имеется красивая «картинка», много экшна и добротные спецэффекты. Иванова обаятельна, а Угрюмов неплох в образе злодея. Даже юмор присутствует — в том числе смешная шутка про Путина. Проблема в том, что остальное в «Темном мире» вызывает лишь глумливые смешки. Большинство персонажей карикатурно прописаны одной-двумя чертами, актеры играют безобразно, ритм ленты сбоит в череде обильных и алогичных монтажных склеек, по числу которых постановщик, видно, решил уесть самого Майкла Бэя. При том событий в фильме, по-честному, — на короткометражку, отчего 100-минутный опус утомляет, словно идет часа три. И к 3D есть претензии: при любимых Мегердичевым пируэтах камерой смазывается стереоэффект, а им и без того сложно насладиться, поскольку режиссер обожает превращать боевые сцены в кашу мелко нарезанных кадров, где непонятно что происходит.
«Темный мир 3D» – похожее на репортаж с ролевых игр отечественное фэнтези про фольклорную экспедицию в карельские леса, над которым отлично поработали гримеры. Занятные диалоги, внезапные беспощадные рапиды, удивляющие больше, чем спутавшийся клубок сюжета, прекрасные карельские леса, нервные герои, заторможенные и задумчивые второстепенные персонажи. Вместо мистического триллера у режиссера Антона Мегердичева получились какие-то репортажи с ролевых игр: в лучшем случае живописно, в худшем – запутанно и скучновато для непосвященных. Как говорят студенты в фильме: «Нам, бабушка, не до грибов, нам бы информацию». В «Темном мире» и грибов (то есть визуальных радостей) маловато, и информация задумчива и смотрит в сторону, как второстепенный герой. Ну и ладно. Зато гримеру было чем заняться.
Режиссер отстраненно развлекается с трехмерными эффектами, оператор Антонов любовно снимает струйки крови на древнем щите, ведьмы парят в воздухе в развевающихся балахонах — но, странным образом, всерьез рассердиться на всю эту компанию не выходит. И дело не только в неожиданно четко сформулированной мысли о том, что Россией правят бесы с интересами в области добычи полезных ископаемых. Посреди всей этой нелепицы — и, скорее всего, случайно — тут получился неплохой портрет нынешнего молодого поколения — людей, путающих Путина с Че Геварой и — беспримерная честность для фэнтези! — реагирующих на известие о том, что именно им суждено спасти мир, коротким словом «Фак!».
Вообще это вызываемое массовым российским кинематографом чувство недоумения, граничащее с негодованием, исчезнет лишь когда люди за это дело ответственные рискнуть придумать что-нибудь свое, повыгоднее смотрящееся на местном ландшафте. Или, как вариант, перестанут халтурить. А пока, да, струйка крови течет по древнему щиту, симпатичные артисты произносят бетонный текст,спецэффекты две трети фильма заменяет печально известная замедленная съемка, а актер, знакомый по сериалам телеканала «Россия» рассказывает свою тысячелетнюю родословную с таким лицом… Впрочем, ради этого, может, и стоит заглянуть в кинотеатр.
"Темный мир" интересно задуман, и наверное, был бы вполне неплох, если б в нем так много не намешали. Это как с приготовлением сложного блюда: число игредиентов можно увеличивать до какой-то черты - но если ее перейти, то ароматный суп мгновенно превращается в вонючие помои. С "ингредиентами" авторы фильма явно перебрали - на "Темный мир" можно смотреть как на попытку соединить множество известных современных сюжетов про темный мир. Проблема в том, что в отечественной мистической "саге" все не то, чем хочет казаться. 3D - недоделанный, покрывающий всего несколько эпизодов фильма. Озабоченный нахал, в которого влюбилась главгероиня, - не Эдвард Каллен, министр-колдун - не Воландеморт, королева ведьм - не Ева Грин. А сюжет - лоскутное одеяло без внятного замысла: крупнокалиберный бред на все сказочные темы одновременно. Не современная сказка, как бы хотелось, - обыкновенный трэш.
После знакомства с мифическими персонажами этого действительно удивительного фильма некоторые зрители могут задаться логичным и даже резонным вопросом: «Что здесь вообще происходит?». Ответ на него дадут сценаристы: слова «грибочки» и «травка» звучат здесь столь часто, что заморачиваться по поводу поиска логики и смысла не станут даже школьники младших классов. Технические аспекты «первого отечественного фильма в 3D» разбирать не очень хочется. К местечковой самодеятельности все давно уже привыкли, поэтому предельно убогая конвертация, ходульные персонажи и многочисленные магические артефакты из папье-маше по идее раздражать не должны. Разумеется, кино нелепое, компиляторское и откровенно дурацкое, тем не менее, со своей целевой аудиторией картина максимально честна. В период полового созревания у девочек на самом деле воцаряется темный мир в головах.