События фильма Темный рыцарь происходят спустя год после Бэтмана: Начало. Брюс Уэйн, Лейтенант Джеймс Гордон и новый окружной прокурор Харви Дент успешно борятся с преступностью, которая захватила Готэм-сити. Однако неожиданное появление нового криминального гения Джокера наполняет улицы города хаосом. Борьба Бэтмана с Джокером становиться борьбой с самим собой, испытывающей все во что он верит, и борьбой высоких технологий, необходимых для победы.
Эпическим подходом к персонажам, сюжету, повествованию и своему зрителю «Тёмный рыцарь» способен сразить наповал любого, кто возьмёт на себя труд мало-мальски задуматься о происходящем по ту сторону экрана. Поставив перед собой задачу сделать лучшую на свете экранизацию комикса, Крис Нолан немного перестарался и снял один из самых глубоких, искренних и проникновенных фильмов в современной киноиндустрии. Впрочем, если кто и недоволен такой «промашкой», то разве что сам режиссёр. Ведь превзойти самого себя ему теперь будет стократ сложнее.
"Темный рыцарь" — лучший политический боевик 2008 года, не считая реальности. Нолан, со своими политическими заявлениями, с фирменной легкой путаницей в сюжетных линиях, с твердым пониманием того, что важно, со своими плохими шутками и внезапными прорывами в чистое искусство, — тяжеловесный, неповоротливый, неостановимый таран для сноса крыши.
Темный рыцарь - это уверенное, практически безукоризненное — за вычетом некоторых моментов — перевоплощение комикса в драматический полицейский боевик невероятной мощи.
Фильм сильный и яркий - безусловно, одно из главных кинематографических событий этого года. Однако шедевром я бы его никак не назвал, за исключением роли Леджера. Более того, "Бэтмен: начало" мне понравился больше - он был по-настоящему неожиданным, смелым и ярким. "Темный рыцарь" - скорее развитие успеха первого фильма, при котором многие главные персонажи ушли на второй план. Впрочем, они освободили место Джокеру, и это многое искупает.
Если «Начало» вышло добротным фундаментом, заложившим новую атмосферу, и как следует представившим титульного героя, то «Темный рыцарь» — это виртуозно отгроханный первый этаж, погруженный в темноту и заселенный городскими сумасшедшими. Да, здесь нет суперзлодеев в их привычной комиксовой трактовке с невероятным выживанием после омовения в чане с кислотой или возвращением к жизни стаей преданных домашних питомцев. Но нет и традиционных супергероев: Бэтмен больше не всемогущая немезида, а такой же отщепенец, как и его оппоненты, погруженный в рефлексию по прошлому, усугубленную невозможностью дать выход клокочущей в нем ярости. Собственно, потому и название апеллирует не к публичному его амплуа, а к частной драме и изнанке выбранного образа жизни.
Похоже, братья Ноланы, совершив невозможное, прыгнув через голову, добравшись до заоблачных рейтингов, снова завели франчайз в тупик. Похоже, известное голливудское проклятие, делающее вторую часть лучшей частью в серии, снова работает.
Что впрочем, ничуть не мешает сегодня зрителю ещё раз сходить в кино и ещё раз получить за свои деньги порцию удовольствия от прекрасного исполнения Хитом Леджером роли Джокера.
Настало время, когда о кинокомиксах можно со всей ответственностью говорить как о полноценных произведениях искусства, предназначенных для зрелых («взрослых») зрителей, а не для детей и подростков, в том числе номинально – достигших совершеннолетия. Нолан при содействии превосходного актёрского ансамбля ещё сильнее углубился в стихию не кинофантазии, но вполне реалистичной трагедии, в которой элементы фантасмагории на поверку лишь усиливают сходство с реальностью. Дело не только в подчас непомерной жестокости и несомненном натурализме действа. Авторы со всей серьёзностью ставят стержневые, подлинно философские вопросы бытия, словно прежнего манихейства кинокомиксов не было и в помине.
Пусть страдания и дилеммы героев в «Темном Рыцаре» необычайно глубоки и в них даже есть какие-то политические намеки, ну и пусть мотивации всех-всех-всех жизненны и четко сформулированы. Но будьте разумны — за последние 50 лет комикс вырос из трико, полумасок и идеалистической борьбы со злом. Так что отчаянная попытка Нолана натянуть пуленепробиваемые, но все же ползунки на все эти мотивации и дилеммы, конечно, выглядит немного нелепо.
«Темный рыцарь» — крупнобюджетное широкоформатное чучелко экзистенциальной драмы: с положенными по ранжиру героем-антигероем, несчастливым финалом, труднообъяснимыми поступками, но его сложность — напускная, а методы — просты до бесстыдства.