События фильма Терминатор 4: Да придет спаситель происходят в 2018 году. Человеку по имени Джон Коннор придется возглавить силы Сопротивления искусственному интеллекту Скайнет и его армии терминаторов, чьи силы уже истребили большую часть людей на планете. Неожиданно путь Джона Коннора пересекается с таинственным незнакомцем по имени Маркус Райт, который почти ничего не помнит о своем прошлом. Вместе они отправляются в самое сердце Скайнет, чтобы узнать страшную тайну, которая неминуемо приведет к полной гибели человечества.
C режиссером Макджи, кажется, мы в первый раз получили кинопостановщика, который со смертельной серьезностью выполнил свои обещания. Рады ли мы этому? Безусловно, хоть и не до конца. Перед глазами зрителя предстаёт чудный мир будущего — выжженный злым атомом пейзаж, разрушенные города и кучкующиеся небольшими группами люди. Прекрасное место, пригодное для любых постапокалипсических разборок — от нашествия зомби до жутких заварушек за последние капли бензина. С повествованием всё несколько сложнее — оно до обидного простое: от Камероновских посланий в бутылке типа "Нет судьбы, кроме той, которую мы делаем сами" и "Даже машина может понять ценность человеческой жизни" мы пришли к рассказу о неукротимой силе человеческого сердца. В любом случае, зубодробительный экшен и приятная ностальгия делают свое дело — вступать в Сопротивление этому "Терминатору" мы не намерены. И вам не советуем.
Опасения поклонников на предмет того, а не «наваяет» ли МакДжи нечто подобное «шедевру» Джонотана Мостоу, к счастью, не подтвердились. Фильму удалось смыть пятно с франшизы, которая была безжалостно запачкана недоразумением под названием «Терминатор 3: Восстание машин». Теперь можно спокойно стереть из памяти Терминатрикс в исполнении Кристанны Локен, амебоподобного Джонна Коннора, и смело именовать «Терминатор» трилогией, третьей частью которой выступает «Терминатор: Да придет спаситель». Все недостатки и мелкие несостыковки не портят общее впечатление от ленты. Во-первых, она на голову выше предыдущей части «Терминатора». Во-вторых, хороша и сама по себе. Поэтому в целом можно говорить, что «Терминатор» под руководством МакДжи буквально восстал из пепла. Это картина, которая является достойным продолжением дилогии Джеймса Кэмерона, но, помимо этого, может быть интересна и тем, кто по тем или иным причинам еще не знаком с миром Терминаторов.
Главное, что после просмотра нового «Терминатора» следует сказать: перезапуск франшизы состоялся! К фильму МакДжи имеется немало вопросов, но все они – не по содержательной части, а «логические несостыковки» в данном случае в зрительских головах. «Терминатор: Да придёт спаситель» - захватывающая и серьёзная картина с собственной историей, придающей вселенной «Терминаторов» новые необычные направления развития. Стиль и эффекты фильма МакДжи – это настоящая «олдскульная» кинофантастика: на экране предстает ржавый умирающий мир после ядерных ударов, заполненный руинами, пеплом и песком. Терминаторы с резиновой кожей Т-600 именно такие, как мы и представляли: те самые громоздкие и неповоротливые монстры, долбящие из крупнокалиберных пулеметов по всему живому вокруг.
Несмотря на общий вполне пристойный уровень, франшизу с "Терминатором" надо хоронить. Это все исчерпало себя еще в сиквеле. А тут уже квадриквел. Слово это, безусловно, мерзкое, поэтому я надеюсь, что больше никаких "Терминаторов" мы не увидим. А этот вполне можно посмотреть, ибо снято тяжело. Но достойно.
Говоря о смысловой нагрузке «Спасителя», здесь освещается вопрос; «Что значит быть человеком?» после конца света. Ради чего жить? За что бороться? И МакДжи, пусть по-блокбастерному, но грамотно рассуждает, пафосными речами и простыми сюжетными поворотами.
Несмотря на обилие любовно подобранных цитат и отсылок, на довольно крепкий, хотя и слишком банально заканчивающийся детектив — несмотря на все плюсы, перед нами именно торжественные похороны трэшачных восьмидесятых и боевиковых девяностых. Нет судьбы, кроме той, что выбирают для своих героев сценаристы и продюсеры. Острословы уже нарекли фильм «Трансформинатором». Добро пожаловать в царство комикса, пусть и серьёзного. Если кривая бокс-офиса вывезет, будет вам и царство Скайнета на Земле, и последняя битва, в которой человечество его одолеет. У всякого франчайза должно быть право на второй шанс.
МакДжи снял крепкий экшн, наполненный мрачными картинами мира после апокалипсиса, увлекательное кино, в котором совсем не осталось места юмору и рассуждениям, но зато есть что-то такое, что позволит, отвлекаясь, как уже говорилось, от предыдущей истории, создавать новую. Которая может быть хорошей, плохой, красивой, уродливой — но будет другой, и с тем временем, когда Шварценеггер был сначала плохим роботом, а потом стал хорошим, у нее нет ни капельки общего.
Думаю, что поклонники одного из самых славных научно-фантастических проектов за историю кинематографа должны быть благодарны МакДжи уже то, что он справился с ответственной миссией вполне достойно, а не загубил замысел на корню. Звучащие вновь, подчас в неожиданном контексте коронные фразы, тщательно и не без иронии воспроизведённые знакомые ситуации, когда Коннору приходится, скажем, спасаться от терминатора, остающегося опасным даже после того, как у него оторвало нижнюю часть корпуса, – всё это наличествует с избытком. Другое дело, что тайное упование пригласивших Кристиана Бэйла продюсеров на то, что увидит свет произведение, кардинально переосмысливающее оригинал подобно «приквелам» кинокомикса про Бэтмена, не оправдались.
Похоже, что за те несколько лет, что прошли с премьеры прошлой серии, люди действительно поверили в то, что конец близок. Теперь нас два часа без толку кормят шрапнелью на фоне хитросплетений античной трагедии. Враг и друг, человек и машина — все к финалу оказывается единым, разницы нет. Ужас в том, что режиссер Макджи сообщает нам это полном серьезе. Механизмы, все эти мото- и аквакиборги, тоже, надо признаться, выглядят нешуточно. Но в какой-то момент начинаешь себя чувствовать алчным раджой из мультика «Золотая антилопа», который захотел получше рассмотреть мелькнувший в первом «Терминаторе» металлический скелет и в наказание был завален шестеренками по горло. И все это так хмуро, с такой напускной фронтовой обреченностью, что даже минутное появление головы Арни в конце фильма не в состоянии разогнать дурные мысли. Обделенный спасительной самоиронией, «Спаситель» бескомпромиссно и жестко фиксирует самые пессимистические настроения времени. Он как бы напоминает всем, кто когда-то собирал вкладыши от жвачки со Шварценеггером и с удовольствием слушал группу Guns’n’Roses, что Судный день грядет, а мы к нему так и не подготовились.
Как и было обещано, с самого начала новой трилогии авторы без зазрения совести сменили сам принцип повествования. Если раньше идея саги была в том, что мы, слабые существа из крови и мяса, способны заставить жернова судьбы крутиться в нужную сторону, а человеческое сердце все же сильнее и важнее пламенного мотора, то теперь на первый план вышло слово «война» в самом своем тупом и буквальном значении. Речь идет не о манипуляциях со временем с целью предотвращения ущерба, а о выживании нашего вида, и тут уже шутки в сторону. Поэтому так нечеловечески напряжен бэйловский Коннор, и поэтому диалоги временами порядком режут уши – война все спишет, а пока под пулями не до Шекспира. Очевидно, что создатели полнометражных франшиз решили, что зрителя с легкостью можно потчевать историями с продолжением. И «Терминатор» – это пример именно такого отношения к нам. По сути, несмотря на количество персонажей и затраченный бюджет, «Да придет спаситель» обещает гораздо больше, чем говорит.
Упоительно сочиняя новозаветную историю «Терминатора», МакДжи заботливо готовит фундамент для последующих частей – в частности, вводит дюжину новых персонажей, которые, однако, упорно не запоминаются, потому как представляют собой не более чем говорящие головы. И в первую очередь теряется, увы, и Кристиан Бэйл, один из лучших актеров современности, которого когда-нибудь погубит миф о том, что он может сыграть кого угодно. Бэйл, исполняющий в этой истории синтаксически необходимую роль подлежащего, выглядит здесь как-то уж очень растерянно, как и любое подлежащее с чересчур абстрактным сказуемым. Чтобы зритель не скучал и внимательно за историей следил, МакДжи закидывает в фильм все ожидаемые ингредиенты: железки-убийцы в предельно широком ассортименте, заговоры и конфликты, трехмерная модель Шварценеггера, экшн-сцена в единственном экземпляре, но, правда, пока что лучшая в этом году. Вот только эффект от всего этого, как от коктейля Джеймса Бонда – ингредиенты не взбалтываются, опьянеть не получится.
Теоретически, если бы продюсеры пригласили талантливого режиссера и позволили ему выкинуть из кадра кое-какие пафосные словоизлияния, женщин, демонстрирующих чудеса рукопашного боя, а равно и прочий балласт, фильм вполне мог получиться достойным дилогии Джеймса Кэмерона. Однако режиссер МакДжи фактически продолжил то, чем он с упоением занимался в «Ангелах Чарли», то есть ограничился каскадом трюков, время от времени сдабриваемых нехитрыми восклицаниями по тому или иному поводу. Несмотря на некоторое легкое умничанье по поводу человеческого сердца, в Terminator Salvation нет и следа кэмероновской человечности, превратившей обычный, в общем-то, фантастический боевик в произведение искусства. Так что Skynet уже безусловно выиграла эту войну, поставив руководить кинопроцессом безликих роботов, густо нафаршированных электроникой и попкорном.
Если принимать во внимание лишь то, что все 115 минут «Терминатора-4» на экране то и дело дерутся в рукопашную гады-роботы (ползучие, летающие, гоняющие) и три-пять человек в форме, то фильм можно было назвать как-нибудь иначе. Искусники-авторы успевают отвлечь тебя от самого главного, и лишь немногие замечают, что фильму чего-то не хватает… Покладисто отрабатывая бюджет, создатели вроде как забыли про публику (кто ни разу не зевнул — шаг вперед). Хотя, нет, публика, выросшая на «Робокопе» и первом «Терминаторе», в предписанных моментах всё же исправно грызла руки и нервно дергала коленом.