Фильм Тихое место: День первый это предыстория серии фантастических ужасов про охотящихся, ориентируясь по звуку, пришельцев Тихое место и Тихое место 2, повествующая о выживании отдельной семьи в первый день нашествия прожорливых инопланетян на Землю. Как главные герои будут изучать захватчиков, выживать и пытаться спастись, сохраняя человечность в теряющем доброту мире, зрители и узнают, посмотрев этот хоррор-триллер.
Очень качественный жанровый фильм, в котором выдержан баланс между разнородными элементами. Почти без диалогов раскрываются непростые характеры, но есть и впечатляющие массовые сцены, в которых монстры в свое удовольствие расправляются с населением
Это отличный сеттинг для Лупиты Нионго, чьей мимики без слов достаточно для крепкой актерской игры. Не уступает ей и Джозеф Куинн, хоть и роль самого обычного парня не открывает перед ним широких актерских возможностей. Из этих двоих получается одна из самых негармоничных пар на экране, что идет только в плюс сценарной задумки.
Очередное «Тихое место» никогда и ни за что не войдёт в учебники. Зато лишний раз напомнит, что в хорошем хорроре главенствует не умение блюсти традиции, а неожиданные мутации этих самых традиций. И «День первый» успешно эксплуатирует метаморфозу, которую привнёс в нынешний голливудский ужас Джон Красински: держать в напряжении с помощью тонкой настройки, а не гротескных страшных картинок, заставляя зал в солидарность с бедолагами по ту сторону полотна кинотеатра молчать в тряпочку и дышать в треть объёма лёгких, чтобы ненароком не спугнуть атмосферу и нарождающийся саспенс всё такого же цепляющего, как и прежде, «Тихого места».
В киноизложении Сарноски трагическая лирика перевешивает хоррор-аттракцион, ради которого многие идут смотреть третье «Тихое место». Как и у первых двух частей, у ленты рейтинг PG-13, то есть кроваво-шокирующей жести в кадре нет. Но в целом жуткие сцены сделаны достойно и разнообразно.
«День первый» – отличный пример того, как надо делать приквелы: не зацикливаясь на уже полюбившихся героях, показывать, как одним днем изменилась их жизнь.
«Тихое место: День первый» предлагает действенную, трогательную историю, разворачивающуюся на фоне захватывающего начала конца. Поэтому и проникнуться ею получится только в том случае, если вам интереснее к̶о̶т̶ы люди, а не монстры.
«День первый» так и не объяснил, как получилась нелогичная вселенная «Тихого места». Но как отдельный фильм он работает хорошо: когда надо — напряжённый триллер в зловещем безмолвии, когда надо — красивый апокалипсис с монстрами, а иногда и трогательная история о смерти и любви. Если вы не ждёте раскрытия мира, а просто хотите ещё пару часов провести в гулкой тишине, где каждый звук грозит гибелью, — «День первый» именно такой.
Впрочем, дефицит идей пока не сказывается на качестве. «День первый» имеет все шансы понравиться тем, кто полюбил прошлые фильмы, однако рассчитывать на что-то сногсшибательное не стоит. Это трогательная и напряженная хоррор-драма о принятии смерти, спасении близких людей и любви к котам. Каких-то радикальных инноваций для франшизы триквел не предлагает, но старые трюки в нем еще работают достаточно эффективно, чтобы поддерживать внимание от начальных до финальных титров.
Это не боевик, а тихая драма о выживании. Главной героине приходится превзойти саму себя перед лицом инопланетного вторжения, но у нее фактически не осталось на это сил. Лупита Нионго практически полностью несет фильм на своих плечах, отодвигая инопланетных монстров на задний план - эти непонятные существа снова терпят поражение и снова, кто они и на что способны, в третьем фильме не раскрывается.
«Тихое место: День первый» берет за душу историей главных героев, от которой не грех и прослезиться. В выживалках есть несколько драйвовых моментов. К тому же игра центральной пары заставляет пристально следить за повествованием. Однако упущенные возможности слишком очевидны, и это не дает полностью погрузиться в мир чудищ.
В напряженных секвенциях фильм Сарновски не так проворен, как хотелось бы. Плюс на него давит слава двух вышедших картин – все уже было, а правила выживания на первый взгляд казались экзотичнее и непредсказуемее. Но приквел неплохо компенсирует отработанные трафареты актерской связкой – острые ощущения скорее дополняют компанейское взаимодействие Лупиты и Джозефа. Экспрессия персонажей с багажом тяжелых судеб дает фильму искомый драматический эффект. Уход от общего к частному срабатывает – «День первый» не стесняясь локализует масштабы инопланетного кошмара, а из сюжета отступают даже самые очевидные разъяснительные эпизоды.
В фигуре умирающей, так или иначе, Сэм иногда мерещится оттенок эмоциональной эксплуатации, но Нионго делает героиню достаточно сильной, чтобы это можно было пропустить. Куинн выразительно хлопает глазами и хорошо работает кошачьей переноской. Под конец, как уже было сказано, Сарноски чуть пережимает с сентиментальностью, но совсем избежать ее в фильме про смертельно больную женщину, кота и британца (не кота) едва ли было бы возможно.
Несмотря на тотальную эксплуатацию «тонких» тем, «Тихое место: День первый» с поставленной задачей не справляется. Довольно скоро выясняется, что характеры центральных персонажей истории вообще не прописаны. А нервничать, наблюдая приключения типичных жанровых «функций», как-то не получается.