Фамилии Джада Апатова в титрах нет, но уже от одного описания автоматически кажется, что его дух незримо парил над площадкой «Охранника», ласково улыбаясь в еврейскую бороду. Всё вроде бы и так, да совсем не так. Дебютант Джоди Хилл, сценарист и режиссер «Охранника», действительно изобразил сюжет, очень похожий на привычный. Но при исполнении несколько сместил настройки. Самую малость увеличив резкость, Хилл вдруг обнаружил на месте симпатичного увальня агрессивного гопника с психическим расстройством; на месте его лучшего как бы отвязного друга — законченного наркомана и злостного правонарушителя. В общем, социальный ужастик, до поры до времени довольно ловко прикидывающийся лузерской комедией.
Даже при негативном в целом отношении к нецензурной брани вынужден признать, что порой мат обладает небывалым комическим эффектом. Хотя поначалу его, разумеется, не так много. Но чем дальше, тем больше мы слышим единственное известное нам ругательство на-английском в разных интерпретациях и интонациях. Спрашивается, есть ли что стоящее помимо мата в этой картине? Следуя за нитью навязанной мысли мы приходим к выводу, что перед нами еще одна история про неудачника, взявшего в руки оружие. Так ли это? Конечно же, так. Иначе Ронни не выглядел бы так мило и непосредственно в конце истории со своим гордым пальцем – мы бы просто ненавидели этого идиота. Но сочувствие есть, а главный герой все-таки добился своего, осуществил свою американскую мечту, правда, слегка видоизмененную. Следовательно, перед нами не совсем обычная комедия, пусть и скабрезная. Перед нами – вопиюще неполиткорректная история о своем месте в жизни, которое мы все так упорно ищем.
Чтобы выдать первоклассную комедию, Джоди Хиллу, кажется, просто недостает остроумия: большая часть шуток в «Типа крутом охраннике» - мимо кассы или на грани фола. Есть, правда, несколько эпизодических моментов и реплик, которые заставляют дико ржать, но это именно разовые случаи. При этом смотреть «Типа крутого охранника» совсем не скучно, и если вы не покинете зал в середине фильма вслед за своей девушкой, фильм порадует вас отличным «экшеном» в виде нескольких погонь и драк, в том числе – феерической бойней Ронни с отрядом полицейских с применением фонарика. Но общего неприятного впечатления от фильма это всё не меняет.
Личный идиотизм и жизненные неурядицы являются слабым оправданием для подобного пира вседозволенности, сочувствия герой вызывает не больше, чем печально известный представитель отечественной милиции, перестрелявший полмагазина по причине семейной размолвки. Вместо того чтобы сказочным образом превратиться из лузера в принца, Ронни весь фильм с успехом высвобождает внутреннее быдло (почти как в «Бойцовском клубе», но им движет не протест против мещанства, а упрямое желание стать копом). Так что вместо легкой комедии смотрите социальный памфлет.
По мере погружения Ронни в хаос комедийной анархии, герои "Охранника", поначалу согретые чисто апатовской нежностью к безвредным обдолбанным идиотам, к финалу переходят с анаши на героин, и становятся социально опасными чудовищами. "Самый умный человек в Голливуде" всегда знает, где остановиться, и восстание скотов со дна корпоративной Америки не по его части. Зато режиссера и сценариста Джоди Хилла можно поздравить: он вывел диковатый, но занимательный поджанр. Не будите спящего Сета Роджена, называется.
Чаще всего выбор заокеанских зрителей, особенно в отношении комедийных актёров, заслуживает уважения. Но ума не приложу – что смешного они нашли в Сете Роджене?! На мой взгляд, Сет и в работах Джадда Апатоу-то, как раз принёсших ему феноменальную известность, не отличается особым дарованием. А уж в самостоятельных проектах… В данном случае публика благоразумно не проявила энтузиазма – и в североамериканском прокате кассовые сборы даже не сравнялись с далеко не рекордным бюджетом. Признаться, весьма скучно наблюдать за тем, с каким занудством новоявленная «звезда» изображает великовозрастного маменькиного сынка, бьющего баклуши, день за днём обходя вверенную территорию, лениво обмениваясь репликами с продавцами – и даже ругаясь с ними как-то привычно.
Появление в американском прокате «Типа крутого охранника» ознаменовывает рождение альтернативного поджанра — «типа хоррора», тщательно замаскированного под «типа комедию». Симбиоз вышел патологически несмешным, но действительно пугающим. Смеяться над злоключениями самодовольного агрессивного быдла, мечтающего о полицейской карьере, в свете последних событий грешно даже подросткам. «Типа крутой охранник», несмотря на смелый концепт, смотрится действительно как бесстыдное непотребство. Наверное, эту картину можно использовать даже в профилактических целях. Как лакмусовую бумажку: отслеживать в кинотеатрах кого действо напугало, а кого рассмешило.
Сет Роджен — один из самых популярных комических актеров в современном мировом кино, и его присутствие в главной роли обещает, как минимум, веселое зрелище. Но в обозреваемой картине туповатый юмор заходит не только ниже пояса, но и опускается, как говорится, «ниже плинтуса», когда не то чтобы стесняешься смеяться глупым шуткам, а просто начинаешь понимать, что не так уж они и смешны. Есть, конечно, определенная категория зрителя, возрастная, либо по уровню развития интеллекта, которую один вид обнаженных гениталий, блюющей пьяной блондинки или многократное повторение мантры «Fuck you», уже приводит в бурный восторг. Но даже самая непритязательная и простоватая комедия должна цеплять чем-то большим. Ну, жлоб и гопник главный герой — и что теперь?
Общей фабулой — грузноватый лох-чоповец выходит из себя — «Типа крутой охранник» очень напоминает недавний хит американского проката, «Mall Cop» Стива Карра. Правда, то кино было первой отчетливо кризисной комедией о представителе исчезающего среднего класса и играло на чувстве социальной солидарности. «Крутой охранник», наоборот, обращается к внутренним демонам публики. Нарастающее безумие героя и событий вокруг него напоминает уже политическую сатиру, а не комедию положений — для начала Ронни пять минут обменивается «факами» с набриолиненым индусом, в середине —перефразирует монолог главного героя «Таксиста», в финале мы наблюдаем настоящую криптофашистскую охоту на человека — пусть неприятного, полноватого, голого и неполноценного. Если вам еще не знакомо страшное слово «трансгрессия» — посмотрите это кино. Будете знать.
Если персона Сета Рогена и большинство его ролей до нынешнего момента идеально характеризуются умеренно одобрительным эпитетом «приятный», то к «Охраннику» прекрасно липнет его более резкий антоним. Этот фильм не то чтобы очень глупый (хотя герои, например, в течение тридцати секунд могут обмениваться репликой «fuck you»), отчаянно несмешной (хотя ближе к концу он почти перестает быть комедией) или отвратительный (хотя кульминацией служит долгая погоня одетого толстяка за абсолютно голым). Он — неприятный. Стандартный сюжет об обаятельном дебиле в погоне за мечтой незаметно подменяется тут эпопеей агрессивного жлоба, которому ничего в жизни не светит.