Фильм Тобол представляет собой российскую историческую драму от режиссёра популярного хита Каникулы строгого режима - Игоря Зайцева. Действие сюжета развернётся в период реформ Петра Первого в сибирской глубинке, где в тайге новая гвардия противостоит диким отрядам воинственного джунгарского ханства. Сценаристом картины выступил Алексей Пермяков, адаптировав роман Алексея Иванова (Царь, Географ глобус пропил), а среди продюсеров Эдуард Илоян (Последний богатырь, Кухня. Последняя битва) и Денис Жалинский (Без границ, Любит не любит).
Главный герой фильма - Иван Демарин, молодой офицер гвардии Петра Великого, отправленный по царскому заданию в далёкую Сибирь. Там ему со своим полком, оказавшимся всем вместе в пограничном городе Тобольске, предстоит не просто оборонять крепость от враждебно настроенных джунгар и оказаться втянутым в заговор местных князей, но и повстречать свою настоящую любовь, а также поучаствовать в авантюрной охоте по розыску богатого клада - золота Яркенда. Возрастное ограничение картины указано 12+, что позволит смотреть эту драматическую экранизацию исторических событий даже вместе с детьми и подростками.
Актёрский состав фильма включает в себя таких звёзд российского кино, как Дмитрий Дюжев (Огни большой деревни, Беременный, Мамы) и Дмитрий Назаров (Кухня в Париже, Страна хороших деточек). Также в картине сыграли многие молодые артисты, среди которых Илья Маланин (На районе, Неуловимые), Павел Табаков (Дуэлянт, Орлеан), Андрей Бурковский (Трезвый водитель, Ёлки новые), Екатерина Гусева (Невидимки, Бригада: Наследник), Иван Колесников (Движение вверх, Анна Каренина), Евгений Дятлов (Батальонъ) и Агата Муцениеце. Дата премьеры в кинотеатрах России назначена на 21 февраля, прокатчиком выступает компания «Централ Партнершип».
Единственную ясную мысль, которая звучит в фильме, и за это все-таки спасибо создателям «Тобола», можно сформулировать так: у России нет друзей — и китайцы обманут, и европейцы вероломно предадут, так что выбираться из дерьма она должна сам-сама-сама…
В полнометражном «Тоболе» тоже заметно, что история гораздо больше, чем ее рассказали в фильме, хронометраж которого не дотягивает и до двух часов. События сменяют друг друга слишком быстро, мотивации героев прослеживаются пунктиром, да и найти в ситуации с походом отряда Бухгольца какой-то запредельный героизм – задача не из легких.
Тягучий ивановский сюжет здесь деформирован настолько, что временами отдает позднесоветскими «Гардемаринами», только что без песен. Но — о чудо! — даже если зритель не читал роман, текст всё равно иногда прорывается к нему на уровне драматургии и диалогов.
Крайне неестественные диалоги в своей вульгарной напыщенности продолжают славные традиции «Гардемаринов». Причем диалоги эти наложены на изображение с таким чудесным рассинхроном, что это даже весело.
Экранизация по мотивам дилогии по своему духу, напротив, глубоко реакционна, консервативна и статична. До изобретения формулы «православие, самодержавие, народность» остается еще больше сотни лет, но прозорливые герои уже действуют по ее руководству.
Навязываемая патриотичность фильма и распадающийся на составные части сценарий, написанный загадочным дебютантом, вечно вставляют палки в колёса телеге, которая, в общем-то, вполне могла бы куда-то довезти.
Усугубляет ситуацию поспешность, сумбурность и местами нелогичность повествования — и это, видимо, следствие сериальной основы.
Лучше бы авторы фильма позаботились о диалогах – бог с ней, с исторической достоверностью, но серьезно воспринимать якобы трагическую эпопею о том, как Россия строилась, когда интригующие политические и военные события (интригующие – громко сказано, но пусть так) перемежаются скетчами про пьяного немца, невозможно.
В фильме «Тобол» от масштабного летописания Сибири не осталось и следа – только строчка в финальных титрах (и то не самая первая) про Семена Ульяновича Ремезова, картографа, историка, художника и писателя.
Назвать картину захватывающим зрелищем вряд ли можно. Картинка «Тобола» лучше смотрелась бы на телевизионном, а не на большом экране, что объяснимо: как и некоторые другие российские проекты, этот готовился сразу в двух форматах, за кинофильмом последует телесериал из восьми эпизодов.
У авторов фильма получилось что-то вроде рисунка из точек, соединить которые в единое целое смогут только зрители, читавшие книгу, и вряд ли результат оправдает их ожидания.