В фильме Тони Эрдманн главная героиня - успешный бизнес-консультант в весьма престижной корпорации, а её отец - эксцентричный выдумщик, решивший наладить с ней отношения, однако даже не знающий, как подступиться к такой бизнес-леди. Решившись на отчаянную выходку, мужчина выдаёт себя за Тони Эрдманна - богатого бизнесмена, остро нуждающегося в деловой консультации. А сам надеется невероятными выходками изменить представление дочери о жизни вокруг.
Кино именно что про тотальную неловкость, накатывающую удушливой цветаевской волной. Неловкость, уязвимость, собственная, чужая, сколько не вытравляй ее на тренингах про личностный рост, как песня из детства, остается с человеком и, собственно, во многом человека человеком делает.
Лента вызывает настолько широкую гамму эмоций, что порой кажется, будто смотришь несколько разных фильмов.
Картина настолько многослойна, что успевает еще и высказаться насчет бедняков из развивающихся стран и рабочего класса вообще (не забывая и о более-менее довольных жизнью клерках).
Картина режиссера Марен Аде, еще в зародыше испытавшая коварство судьбы, заново родилась для долгой жизни.
"Тони Эрдманн" характерен очень точно подобранной интонацией, которая и делает его одновременно забавным и грустным, развлекающим и поучительным фильмом.
Бодрит умение фильма удивлять: тут вам и путь из Бухареста в германскую глубинку через Шанхай, и православная Пасха, и московская свадьба, и румынские работяги-нефтяники, и прелюбодеяние с пирожными — пёстрая россыпь.
Трагикомедия об эксцентричном отце и погруженной в работу дочери могла бы быть чуть лаконичнее, но тогда она, скорее всего, потеряла бы часть своего сумасшедшего очарования.
Аде — интеллектуалка и выходец из «берлинской школы» кино — явно сознательно ставит зрителя в почти предельно дискомфортное положение, добиваясь не столько душевного, сколько чисто физиологического сопереживания.
В ленте главным шутником выступает сама жизнь. С ее подачи и терка для сыра обретает неожиданный глубинный смысл, и застрявшая «молния» на платье становится началом импровизированного тимбилдинга.
Самое интересное, что, несмотря на то, что герои больше разговаривают в фильме, сцены, вызывающие обоюдный поток слёз, как от смеха, так и от трогательных моментов, полностью без слов.
За два с половиной часа экранного времени «Тони Эрдманн» способен не раз удивить даже искушенного зрителя.
Здесь ничто не кажется надуманным и лишним: каждый поворот событий, любые выплески эмоций и парадоксы поведения героев, любая клоунада - все проистекает из заявленных фильмом характеров, из типичной ныне житейской ситуации.
В первую очередь эта картина – про маски. И очень кстати, продолжая поднятую в начале тему о снах, ленту можно сравнить с последней работой Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами».
Если комедия для вас — это не “Американский пирог”, а что-то чуть более близкое, скажем, к Гоголю, и если вы готовы к тому, что в итоге комедия обернётся драмой, то, скорее всего, это ваш фильм.
Разыгранный таким оригинальным образом конфликт поколений меньше всего похож на традиционную драму воспитания.
«Тони Эрдманна» рефлекторно хвалят за прекрасные диалоги, которые в реальности полны повседневных банальностей, — и сила фильма в том, что ему удается наполнить их эмоциями и смыслом.
Аде продолжает рассуждать о тотальной сепарированности всех от всех в условиях нового духа капитализма, семейная драма у нее разыгрывается на фоне гигантских декораций новой Европы.
«Тони Эрдманн» - кино столь же причудливое, сколь и невероятное. Его нелегко пересказать, потому как весь сюжет строится вокруг неординарных выходок отца главной героини, а это надо видеть своими глазами. Эксцентричный Уинфред решает наконец-таки наладить отношения со своей взрослой дочерью – бизнес-вомен, работающей деловым консультантом. Чтобы как-то её заинтересовать он прикидывается богачом Тони Эрдманном и так начинаются их совместные приключения.
Главный плюс этой картины – множество удивительных и нестандартных находок. Лохматый костюм, вечеринка голышом, много такого, что попросту невозможно предсказать наперёд, собираясь посмотреть подобное кино. Оно мало похоже на все другие картины с той же структурой о взаимоотношениях такого плана, способно не раз удивить и кое-где действительно рассмешить.
При этом от европейского арт-хауса, естественно, не следует ожидать хохмящей комедии чистой воды. Юмор здесь местами специфический, а многие моменты могут вызвать усмешку, улыбку, но не громогласный хохот в зале. Ну, и свой серьёзный драматичный тон кинолента всё-таки хранит вплоть до самого финала.
Женщина-режиссёр Марен Аде сталкивает вместе героев абсолютно разных миров и взглядов на мир. Отец далёк от серьёзности и деловитости, дочь – суровая карьеристка, их мировоззрения не то, чтобы диаметрально противоположны, они просто кардинально разные, и правда у каждого своя. В конце концов, жить ведь нужно так, как хочется, но и перенять некоторые чужие взгляды тоже бывает весьма неплохо.
Не смотря на то, что весь сюжет по сути крутится вокруг двух центральных персонажей, отражая их переживания и взаимоотношения на всё остальное действо, нельзя не отметить удачное обрамление этой пары второстепенными героями, так или иначе участвующих во всём этом безумстве. Особо отметить хочется очаровательную Ингрид Бису, в чём-то даже стимулирующую главную героиню поддаться раскрепощённости.
Суровые реалии время от времени сгущают краски, бьют персонажей о действительность, но обычно оставляют светлые лучики надежды для каждого из них. Своеобразный финал здесь не ставит последнюю точку, но полон лирики и намёков, а уж что с героями будет дальше – вопрос открытый, ведь у каждого из них по жизни свой путь. Ну, а зритель может многому научиться у такого затейника, как этот Уинфред-Эрдманн.
Своей обезоруживающе безыскусной, безакцентной режиссурой Аде вроде бы предупреждает обвинения в банальности, но это только прием, и банальности, произнесенные вскользь и шепотом, не становятся от этого глубже.
"Тони Эрдманн" — кино не для всех. Это довольно невыносимый артхаус, поступающий со зрителем примерно так же, как Тони поступает с окружающими.