События фильма Трансформеры 2: Месть падших происходят после окончания битвы роботов на Земле. Вернувшись на планету Кибертрон, Старскрим десептиконов решает вновь вторгнуться на Землю. Тем временем автоботы узнают, что тело Мегатрона похищено Скорпиноксом. Старый враг набирает новую силу, и теперь у него еще более могущественные союзники. Сэму, Микаэле и автоботам снова придется спасать человечество от неминуемой катастрофы.
Если говорить о картине в целом, то это бессмысленная свалка из груды спецэффектных металлических частей, для правдоподобности скрепленных каким-то подобием сюжета. Разобраться в происходящем под силу лишь самым ревностным фанатам, на зубок знающим персонажей первого фильма. Но развлечение получилось, причем именно такое, какое следует смотреть непременно в кинозале – экран малого размера попросту убьет эффект от картины. И, если зрителю хочется на два с половиной часа погрузиться в выдуманную реальность и отвлечься от проблем, а, выйдя из зала, тут же забыть про фильм, то «Трансформеры: месть падших» - неплохой вариант. А вот снобам-интеллектуалам, пытающимся найти в каждой увиденной картине философский посыл, вычурные метафоры и особый киноязык, лучше купить билет на другой сеанс.
Большая игра в машинки продолжается. Режиссер Майкл Бэй, годами шлифующий мастерство говорить как можно меньше на как можно большем участке пленки, создал, похоже, совершенный продукт. «Трансформеры» – это чистое, беспримесное зрелище, не затеняемое никакими посторонними вещами. Если раньше кино было отдано тирании смысла и отягощено причинами и целями, то новый тип кинематографа («Трансформеры», Speed Racer братьев Вачовски и т. д.) – зрелище без начала и конца, без причины и цели, физиологический транс, равный инъекции допамина или адреналина. К этим фильмам нельзя подходить с традиционными мерками, поскольку весь их пафос – в полном и решительном упразднении традиционных мерок.
В целом ожидания, к счастью, не оказались напрасными. Майкл Бэй, по-видимому, и сам интуитивно понял, что открыл подлинную золотоносную жилу – и не только по причине практически гарантированного коммерческого триумфа. В «сиквеле» вновь присутствуют (в том же, ювелирно сбалансированном виде) отличительные черты извечного Большого Голливудского Стиля – но скорректированного с учётом требований наступившего XXI столетия, которые режиссёр прилежно шлифовал буквально с начала своей карьеры.
Поняв, что в первом фильме зрители оценили юмор, во второй напихали столько шуток из молодежных комедий, что на выходе из зала шутки эти уже торчат изо рта и дрыгают ногами. А чтобы было совсем смешно, в армию автоботов включили двух автоклоунов, которые непрерывно лопочут и тузят друг друга. В цирке их роль, обычно, исполняют коверные, которые путаются в ногах у акробатов. С акробатами, с другой стороны, все хорошо — Бэй решил подавить любую волю к сопротивлению невообразимым масштабом. Количество и разнообразие видов воинственного железа превосходит любое воображение — как будто ожила и устроила Курскую дугу стройплощадка Москва-сити. Во всяком случае, сцену с гигантским экскаватором, разрушающим неприкосновенные египетские пирамиды, вы запомните наверняка. Что же касается улыбки до ушей, то в этот раз изделие вышло без гарантий, тут как кому повезет. Если вам нравятся молодежные комедии и большие парады с военной техникой, то дело верное. С другой стороны — а что, разве кому-то не нравятся?
Новые «Трансформеры», занимающие 145 терабайт дискового пространства, лучше всего подтверждают мысль о том, что настоящее кино создается не терабайтами. Но несмотря на это брюзжание, «Трансформеры: Месть падших» - всё равно тот фильм, который вгонит вас в пол. Внутри двумя трансформерами будут бороться противоположные чувства: раздражение от детскости и недостатков фильма – и восторг живущего в вас подростка, который своими глазами увидел то великое сражение всего ящика игрушек таким, как он его воображал, в натуральную величину. В итоге получился спорный глянцевый блокбастер – куда больше мальчишеский, чем девчоночий. Смысла, душевности, увлекательного сюжета – никакого: все имеющиеся терабайты заняты сражающимися роботами, взрывами и чудовищными разрушениями, пустоты между которыми заполняют пошлый юмор, вялая романтическая линяя и Меган Фокс – сексапильнейшая из живущих.
От 2,5-часового просмотра грандиозной по масштабу баталий постановки остается послевкусие сродни тому, какое может быть от удара по всем без исключения органам чувств. Странноватое ощущение, честно говоря, словно после выхода из заведения, кормящего качественным фаст-фудом: еда вкусная, сытость присутствует, вроде не тошнит, но чего-то явно не хватает. Или наоборот — всего слишком много. Перебор по всем позициям, который отмечают многие критики, вряд ли оттолкнет миллионы зрителей от просмотра главного летнего блокбастера, удовольствия обильного, насыщенного и — бездушного. Забавно бывает, когда механизмы очеловечиваются, а люди, напротив, механизируются. Тоже трансформация, кстати говоря.
Суровая правда такова: "Трансформеры: Месть падших" — не доведенный до ума шедевр и не ограненный до ослепляющего блеска брильянт. Первый кандидат на уникальное видеоиздание "Продюсерская версия: Исправленные и убранные 25-40 минут, которые испортили вам всё удовольствие". Разумеется, с английской звуковой дорожкой, поскольку русский дубляж – куда большее зло, чем можно было ожидать от такого, скажем честно, незамысловатого кино.
Бэй, с самого начала карьеры снимавший фильм «для всех и сразу обо всем», на этот раз превзошел самого себя. Сложно представить человека, который не найдет во вторых «Трансформерах» что-то по нраву. И поверьте мне – это самый существенный минус данной картины. Когда где-то неподалеку от плаката «Meat is murder» бегает съевшая по глупости пирожок с марихуаной мама главного героя, советуя каждой встречной переспать с ее возмужавшим сыном, становится как-то не по себе. Очевидно, решив, что зритель (даже бейовский) еще глупее, чем это принято считать, режиссер решил связать автомобили и секс максимально крепко и оттого даже немножко неловко. Как бы это странно не прозвучало, но «Трансформеры» больше всего похожи на второй «Адреналин», правда, для самых маленьких. Здесь есть все, что, вроде бы, нужно – плюс общее настроение непробудного треша. Вот только в восторге остаются единицы. Лучшее - враг хорошего.
Результат близок к катастрофе: фильм гудит, трясется и разрывается на части, но все же стальным потоком докатывается до финиша, теряя по дороге болты и целые ступени. По большому счету, Бэй показывает нам два фильма по очереди. Первый — очень неплохая поначалу студенческая комедия. Сэм (Шиа ЛаБеф) поступает в колледж, переживает мини-восстание кухонного инвентаря, жарко и потно прощается с Меган Фокс и с триумфом входит в мир науки. По мере того как припадки усиливаются, обороты набирает и второй фильм в фильме. Это — невозможный и надсадный механический экшен, бесконечное складывание и раскладывание человекоподобных роботов, идиотские военные совещания и эпические монологи о славной истории Автоботов и Десепитконов. Верьте мне, люди — именно такое кино будут снимать, когда власть на земле захватят бездушные роботы.
Лучший на планете поставщик стыдных широкоэкранных удовольствий, Майкл Бэй в первых «Трансформерах» блистательно вывел на первый план то, что в его прежних фильмах читалось между строк: под гигеровским хаосом из шестеренок, пулеметных стволов и индустриальных прихваток содержалась простая и явно близкая самому автору история о том, как сильно старшекласснику хочется трахаться. Вторую серию надо, видимо, понимать в том смысле, что с возрастом желание никуда не девается, но (добавим от себя) принимает менее обаятельные формы. Почти три часа на экране что-то одно пытается оседлать что-то другое: робот — человека, грузовик — робота, левретка — бульдога, похабный механический карлик — ногу Меган Фокс.
От Майкла Бэя как-то не ждёшь, что он станет церемониться со зрителем. Его кино всегда стремилось на него наброситься, навалиться, сбить, оглушить, ошарашить, подмять под себя и выплюнуть из зала ошалевшим, взъерошенным, с очумелыми глазами и — в зависимости от темперамента зрителя — с блаженной улыбкой или мученической гримасой на лице. Но даже в этой, довольно разнузданной системе координат вторые «Трансформеры» — аттракцион совсем уж неслыханной наглости. Если же всё-таки попробовать пуститься на самоубийственный маневр анализирования «Мести падших» с точки зрения кино, то вывод будет только один — Майкл Бэй сделал настоящее блокбастер-порно. Зрелище, максимально очищенное от всяческих эмоциональных и смысловых составляющих, существующее исключительно ради самого процесса, в котором рудиментарные остатки сюжета являются лишь формальным поводом к этому процессу перейти. Впрочем, даже с такой точки зрения «Трансформеры» — порно не самое удачное. Оно берёт не качеством, но количеством.
Бэй оказался до ужаса, по-младенчески последовательным. То есть он выдал всего того же, только гуще, больше и похабнее. И просчитался. Понятно, что роботов стало в несколько раз больше, к этому все были готовы. Да и финальную пародию на военную драму с разносом пирамид на щебенку тоже можно было бы простить. Хуже другое. Будто вспомнив, что он, простите, кинематографист, а не в игрушки пришел играть, режиссер с трудом утрамбовал в два с половиной часа одновременно цитаты из «Кинг-Конга», «Челюстей» и «Титаника», умудрившись даже в финале пнуть конкурирующего МакДжи, почти дословно процитировав концовку не вышедшего на момент съемок «Терминатора». Но этого оказалось мало. В ход пошли сальные шутки в традиции пубертатных комедий и венчающая их главная героиня, которая умудряется даже мотоциклы ремонтировать так, что перед ребенком точно будет стыдно. Причем за себя.
«Трансформеров 2» любят мерять пузами с «Терминатором 4». Ну так вот, «Терминатор 4» со своим сто раз переписанным бардачным сценарием, вставным Бэйлом, недостаточной мрачностью и нестыковками с прошлыми сериями — просто шедевр на фоне всех могучих терабайт вторых «Трансов». Если существует на свете идеал «одноразового кино» — Майкл Бэй его снял. Он снял полуразовое кино, кино о котором ты чётко понимаешь, что это полная хрень, уже где-то на двадцатой минуте.