В фильме Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны для наших героев наступили печальные будни: Сэм потерял Микаэлу, правительство выпускает законодательный акт о выселении Автоботов с Земли, а пока Мегатрон скрывается после позорного поражения Фоллена, десептикон Шокуэйв, правитель Кибертрона, готовится нанести визит нашей планете с совсем не добрыми намерениями. Действие заключительной части трилогии на этот раз охватит не только Землю, но и Луну, темная сторона которой хранит не менее темные тайны.
Из новых лиц сериала следует особо отметить Патрика Демпси и, конечно же, сменившую Меган Фокс на посту главной красавицы очаровательную Роузи Хантингтон-Уайтли. Все остальное – целиком и полностью в духе предыдущих серий: сражения Трансформеров, отчаянные попытки бравых американских вояк спасти человечество, будничный героизм простого американского парня, оказавшегося не в то время не в том месте, дуболомные диалоги, пошловатые гэги и много-много пафоса, разливающегося по экрану практически в каждом кадре.
Если десептиконы и дальше будут продолжать в том же духе, то в четвертой части (если таковая увидит свет) нас ждет уже самый настоящий апокалипсис. Хотя и третьему дублю можно поставить жирный плюс: нервы щекочет, глаза радует, настроение поднимает. Cколь бы легковесным ни казался сюжет, происходящее и впрямь впечатляет. Визуальная сторона находится на высоте и заслуживает самой высокой оценки – в этом Майкл Бэй показал свои умения в самом выигрышном ракурсе.
"Трансформеры 3: Темная сторона Луны" - это новый эталон для всех режиссеров-баталистов, сильнейший аргумент в пользу дальнейшего развития стереоскопического кинематографа и настоящий аттракцион, в котором стояние в длинной очереди с лихвой окупается несколькими секундами головокружительных кульбитов. Не приходится сомневаться в том, что кассовые сборы будут достаточными, чтобы у студии Paramount возникло жгучее желание продолжить начатое Майклом Бэем дело даже без участия последнего. Но недостатки драматургии и слабость сценария, увы, не позволяют ему занять почетное место главного фильма года. Оно все еще вакантно.
Собирая все кусочки паззла воедино в голове, мы заметили, что фильму не удалось избежать пафоса, уже ставших привычными некоторых нестыковок в повествовании, а также несоответствий в действиях героев. Флаг, как бы случайно оказавшийся на фоне финальной сцены, реет и гордо вещает всему миру, что, дескать, американская нация непобедима и стоит оплотом справедливости и несгибаемости человеческого духа. Но не забывайте самого главного, что по большому счету фильм снимал американец для американцев. Посему с чистой совестью можем сказать, что Майкл Бэй снял не шедевр, но хороший фильм, за который он частично реабилитировался перед поклонниками франшизы и получил право стряхнуть с себя добрую половину собак, заслуженно повешенных на него после сиквела.
Создатели «Трансформеров: Тёмной стороны Луны» избрали оригинальную рекламную тактику, намекнув на одну из излюбленных тем уфологов и, разумеется, не преминув предложить как собственную интерпретацию событий «лунной гонки» между США и СССР, так и объяснение причин её поспешного свёртывания. Суть замысла третьей части - желание сотворить «отечественную версию «Падения «Чёрного ястреба» с гигантскими роботами-инопланетянами».
Cюжет не принесет зрителю ничего особенно интересного – банальная история о грядущем порабощении человечества, которая была бы уместной, останься «Трансформеры» в области детского кино. Но, как показала вторая часть трилогии, Майкл Бэй уверенно повел свой корабль в воды более возрастной публики.
«Трансформеры 3: Темная сторона луны», в которых мегаломан и пироманьяк Майкл Бэй взрослеет вместе со своими живыми и металлическими героями, переходя от высокобюджетной мелодрамы с шутками про яйца к столь же масштабной офисной комедии с Джоном Малковичем. В равной степени бездушный и технически совершенный шедевр может, как ни странно, иметь и терапевтическую пользу. Как из садиста в «Заводном апельсине» делали благожелательного овоща путем демонстрации роликов со зверствами, так и поклонник высокобюджетных боевиков, посмотри он в принудительном порядке раза три кряду «Темную сторону луны», глядишь, потянется к длинным планам европейского артхауса, когда за пять экранных минут в кадре листик не шевельнется.
Голос крови (режиссерской крови) зазвучал в третьей части «Трансформеров» особенно сильно. Новый персонаж – некий капитан кибертронных «летунов до космосу» по имени Сентинел Прайм – заговорил голосом Леонарда Нимоя, знаменитого старожила «Звездного пути», капитана «Энтерпрайза» и по совместительству родственника Майкла Бэя. Характерно при этом, что в процессе длинных межпланетных перебежек Сентинел Прайм обзавелся даже ктулху-бородой, несколько напоминающей бороду капитана Дэйви Джонса из «Пиратов Карибского моря». Такая декларация жанровой преемственности не может не вызывать восхищения. Когда Бэй возьмется наконец за экранизацию автобусного билета, с привлечением метеоритов, роботов, инопланетян и чернокопов (в смысле – афрополицейских), ему непременно надо будет пригласить Шварценеггера на озвучку какого-нибудь из рисованных ветеранов цельнометаллического киборг-движения.
Майкл Бэй — это Гомер Симпсон. Ошибки, допущенные в вышедшей в 2009 году "Мести падших", ничему его не научили. Ну, допустим, исчезли роботы-расисты Скидз и Мадфлэп, отсутствуют и приводившие в недоумение крупные планы огромных мошонок роботов. Но то, что осталось, это по-прежнему... как бы это помягче выразиться... монументальная робохрень. Хорошая новость заключается в том, что "Темная сторона Луны..." лучше, чем "Месть падших". Правда, ненамного. Причиной столь неожиданного поворота являются последние 45 минут фильма, где Бэй выходит из образа Гомера и становится самим собой. Ведь несмотря на все вышесказанное, в мире не так уж много режиссеров, которые способны снять полномасштабный экшн так, как он. Кульминационная сцена, в которой десептиконы захватывают Чикаго и превращают город в груду дымящихся развалин, потрясает и заслуживает оценки 10 по десятибалльной шкале. Это классический Бэй.
В общем и целом от второй половины ощущения пристойные — аттракционы на месте, стрельба по тарелочкам на месте, Бэй не только не изменил себе в плане экшна, но и наконец перестал мельтешить на крупных кадрах и начал брать панорамы всеобщего разгрома, даже убил, обожы, пару людей в кадре (доктор Манхэттен уже пишет прокурору заявление о плагиате), что для режиссёра в его нынешнем состоянии лютый бешеный прогресс. И рукопашная в конце — будьте-нате, рыцарское фехтование двуручными мечами в лучших традициях сериала «Игра престолов», только за совсем другие деньги. Но. Такое впечатление, что даже на фоне обычно не шибко здоровских изысков голливудских писателей за еду, сюжетные, так сказать, повороты достойны премии Дарвина за общую нежизнеспособность.
Что касается вечного несоответствия формы и содержания, от которого страдает любой летний блокбастер, Бэй к третьей части «Трансформеров» наконец-то нашел логичный в такой ситуации выход из положения — если в первых двух сериях к сценариям еще хотелось предъявлять претензии, то в завершающем трилогию эпизоде вопросов вообще не возникает — все затмевает видеоряд. Почти на каждую минуту хронометража приходится по рапиду, на каждые десять — по эффектному взрыву, на каждый час — по продолжительной сцене боевых действий. Поэтому когда хронометраж картины приближается к трем часам, единственная мысль, что остается в голове, — как бы не укачало на впереди сидящего соседа.
Сперва все, как полагается. Есть и сюжет, и даже предыстория. Успевают представить главных героев, успевают козырнуть фирменным милитаристским патриотизмом, успевают объяснить, куда девалась Меган Фокс – куда-куда, ну бросила она, наконец, этого идиота. Но вот, когда тяжелые обязательства выполнены, эпизодические Малкович и Макдорманд отыграли свои комические номера, и даже прозвучала песня «Дискомалярия», убийца-конструктор возвращается. Опять. Началось. Помогите! Что это было? Монтажное крошево, тяжелая артиллерия, двести децибел, без точек, без запятых, без смысла, без цели. Этот фильм, как и его главный герой, способны действовать только в моменты крайней агрессии. Поэтому они оба так устойчиво неприятны.
Да, Майкл Бэй постарался вернуть магию первого фильма, но сам он, похоже, где-то на полпути узнал, что Деда Мороза не существует. Неизвестная падла напрасно просветила режиссёра, что даже если он выдаст продукт ниже среднего, всё равно никто не останется в обиде: главной целью всегда было продать побольше игрушек. В конце концов, именно для этого и сделали одноимённый мультфильм. «Ах, так! — подумал Майкл. — Ну, вы у меня попляшете!». Бэй не потерял хватки, он просто капризничает. Точно вам говорим.
Возможно, для Бэя всё это — этакая бравада; мол, посмотрите, дорогие друзья, как бы плохо я не сделал, всё равно все придут и слопают, как миленькие. И ведь действительно слопают — «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» идут при традиционно полных залах, причем не только 3-д сеансы, и наверняка опять соберут все деньги мира. Что ж, как говорится, попутного ветра. Только после того, что делали эти два с половиной часа с моими глазами и моим мозгом, я, пожалуй, на «Трансформеров» больше ни ногой. Особенно если их снова отдадут Бэю — что, я уверен, непременно произойдёт.