Удивительно, насколько трепетно «Дисней» подошёл к созданию продолжения далеко не самого успешного своего фильма. Авторам удалось не только создать цельный, самодостаточный фильм, наполненный потрясающими визуальными эффектами, завораживающей музыкой, зрелищным экшеном и достойной актёрской игрой, но и посадить зерно, которое в идеале должно вырасти в полноценную киновселенную, достойную места рядом с мирами «Звёздных воин» или «Матрицы». И нужна-то для этого самая малость – чтобы в этот раз финансовая судьба оказалась к «Трону» благосклонной.
"Трон: Наследие" ждали едва ли не больше, чем любой другой фильм в уходящем году. Но дебютант в большом кино Джозеф Косински сделал не тот фильм, которого ждали все: "Трон: наследие" - нечто иное, непохожее и даже инородное для сегодняшней виртуальной фантастики. Визуально фильм почти совершенство. Он пробивает брешь в центре визуального удовольствия в мозгу светоциклами и прочей техникой, сверкающими поверхностями, светящимися фетиш-костюмами и уникальными - от вычурных до стильно-агрессивных - шлемами каждого персонажа. Однако, несмотря на все это, новому "Трону" недостает драйва - виртуальные схватки сделаны на высшем уровне, но сняты без искры - красиво, но виртуально-холодно. Кроме деревянного парня в главной роли и некоторой стерильности, в "Троне: Наследии" прекрасно все: экшен, воплощенный на экране мир, динамичная электронная музыка (за ритм отвечает группа Daft Punk). Только смысл всего происходящего доходит не сразу - на последних кадрах.
Вопрос о компетентности дебютанта отпадает уже с первых кадров, дающих понять, от чего два года назад так сомлели диснеевские продюсеры. Гнетущую атмосферу операционной, которою сгущает в темно-синий саундтрек французских электронщиков Duft Punk, тут разряжают гладиаторские бои (оружием выступает жесткий диск, закрепленный у каждого участника на спине), адреналиновые погони (на сверхскоростных мотоциклах и модернизированных истребителях) и неоновые молнии, то и дело озаряющие чернильное кибер-небо. "Трон" — это красиво. "Трон" — это эффектно. "Трон" — это 3D. Правда, по части самой истории, а точнее пренебрежительного к ней отношения "Наследие" последовало по стопам "Аватара": сюжет оказывается тут лишь поводом для демонстрации технической мощи. Другой вопрос в том, нужен ли он вообще, если на экране — гонки на мотоциклах.
При всей визуальной красивости и масштабе постановки, за пределы «просто фантастического боевика», пусть и очень масштабного и дорогостоящего, проекту выйти так и не удалось, то есть свой культ вокруг него может и образоваться, но это никак не новая «Матрица», не дивный новый виртуальный мир, каким он вполне мог бы стать при том заделе, который обнаружился год назад. Если же не покидать пределов 2010 года, то получается, что опытный Нолан со своими снами внутри снов новичка Косински уделал одной левой.
Идея снять продолжение «Трона», передового по меркам начала восьмидесятых сай-фай о тайной жизни продвинутого софта, кажется в самом деле оправданной: мало что за прошедшие три декады устарело так, как представления о виртуальной реальности, да и цветной клейкой ленте, изображавшей в 1982-м люминесцентное сияние компьютерной изнанки, не помешал бы апгрейд. В этом плане новый «Трон» и правда представляет собой подлинный пир технического прогресса: отрисованные в CGI проспекты и закоулки города электроников сверкают и подмигивают гирляндами всех цветов радуги, за кадром звучат роботизированные сюиты Daft Punk, а 3D, задействованное лишь в эпизодах, разворачивающихся в виртуальном пространстве, не использовалось настолько же уместно со времен «Аватара». Другое дело, что приводить всю эту машинерию в движение призван лишенный, похоже, и намека на самоиронию сценарий.
Надо сказать, что нарративных прорывов от сиквела никто и не ждал: сюжет вторичен и, как и предполагалось, примерно повторяет оригинал. Настоящий ценитель прекрасного с легкостью наплюет на сюжет, и два часа пролетят незаметно, как за просмотром гениального трехмерного скринсейвера. Ну а тем, кто ждал нового «Спиди-гонщика», скажем, что кое-какую почву для фантазий «Трон: наследие» все же дает. Быть может, вскоре мы, как и герой фильма, сможем вытащить Оливию Уайлд прямо из монитора, и вот за эту надежду режиссеру Косински от всей души хочется сказать искреннее «спасибо».
То, что режиссер Джозеф Косински раньше снимал клипы, а с полным метром дела не имел, чувствуется. Ритм он держит с трудом и драматические сцены, в отличие от экшна, прорабатывает слабо. Хотя по сравнению с иными гениями с MTV его киностарт смотрится очень неплохо. Кабы не полный невнятностей и неувязок сценарий, фильм, сражающий своей феерической картинкой и мощным саундом, можно было бы отнести к лучшим голливудским дебютам последних лет. Подытоживая сказанное, «ТРОН: Наследие» больше всего напоминает iPod — он шикарно выглядит и звучит, но «начинкой» не блещет. Впрочем, для большинства потребителей последнее как раз малоинтересно. Иначе айподы не пользовались бы такой бешеной популярностью.
Путь фильма до экрана был тернист: десять лет Стивен Лисбергер вел переговоры с Disney о создании сиквела, но команда никак не могла "нащупать пульс времени". Наконец, им это удалось - и теперь они представили зрителям совершенно невероятный по красоте и спецэффектам фильм. Несмотря на нарастающую популярность жанра киберпанк, сюжет фильма "Трон: Наследие" можно назвать оригинальным. Но он тут не главное. Главное - все-таки спецэффекты: драки на дисках, погони на мотоциклах и летательных аппаратах, путешествие по виртуальному городу. Все это поначалу вызывает восторг, но к концу фильма, как водится, поднадоедает. Впрочем, мальчишкам и любителям фантастики в любом случае понравится.
С визуальной точки зрения все действительно сделано на очень и очень высоком уровне. Даже высочайшем. Оно, конечно, дыхание не захватывало, как на просмотре "Аватара", но тем не менее впечатляло сильно. Причем тут дело не только в компьютерной графике и соответствующем экшене, но и еще в работе художников и дизайнеров. Однако кроме визуала, гонок, сражений и интерьеров в картине должно быть еще что-то. Сюжет, персонажи, актеры, их играющие, и диалоги. Вот с этим тут все очень и очень плохо.
Джозеф Косински, не подражая классикам, а прозрачно намекая на то, что придуманная предшественниками мифология получила столь же безоговорочное признание у человечества, как и в случае с цитируемыми произведениями, несколько, скажем так, переоценил готовность человечества внять экранным откровениям. За авторов обидно тем более, что продолжение с многозначным подзаголовком «Наследие» действительно заслуживает повышенного внимания – и напряжённой работы мысли, что скажешь всё-таки не про любой блокбастер.
Будущее, каким оно видится из 2010 года, – безусловно, за социальными сетями, поэтому пафос дебютанта Джозефа Косински тот же, что и у Дэвида Финчера в The Social Network. Главный герой – сын создателя – призван спасти не только софт-вселенную, но и «реальный» мир: освободить последний от финансовой тирании корпораций и даровать лучшие операционные системы всему человечеству во всеобщее и вечное пользование. Такова благая весть XXI века, и вряд ли в текущем столетии с нею произойдут какие-нибудь принципиальные перемены.
На экране что-то всё время красиво светится, за кадром всё время что-то убедительно булькает и бухает, и, в общем, если бы это была новаторская двухчасовая инсталляция или огромный видеоклип, вопросов к «Наследию» не было бы никаких. Новый «Трон», однако, настаивает на том, что он — художественный фильм; и с таких позиций начинается совершенно другой разговор. в попытке обосновать всё происходящее в фильме сценаристы забираются в такие дебри, что на выходе возникает полное ощущение, что ты только что посмотрел все три «Матрицы», сконцентрированные в двух часах. В общем, красивейшая, но бессмысленная штуковина длиной в два часа, имеющая мало общего с кино.
Первые минуты ты увлекательно следишь, как же преобразился кибермир за все эти долгие годы. Неоновые линии, обтекаемые формы, идеальные люди. Красиво. Гонки на мотоциклах. Эффектно. Полеты на киберсамолетах. Впечатляет. Но, как и всем людям, зрителям хочется человеческой истории. И вот Сэм встречает папу-Кевина и с этой минуты (а это первая треть фильма) история начинает стремительно разрушаться, рассыпаясь на миллионы затертых байтов и покоцанных секторов, погребая под своими останками всю романтику первого фильма и надежды студии на приличный бокс-офис. Режиссеру-дебютанту не удалось слепить несколько отлично смонтированных экшн-сцен и поединков в удобоваримую фабулу. Обнажив беспомощность сюжета при тотальном обилии спецэффектов, создатели превращают картину в утомительный аттракцион, с которого хочется слезть после нескольких кругов, не проверяя свой вестибулярный аппарат на 100%-ю прочность.
Cиквел легендарного в определенных кругах фильма оказался скорее ремейком: сюжет почти идентичен и откровенно второстепенен, главное — гонки и прочие игры, переснятые по современным стандартам. Плюс 3D, которое включается при входе в киберпространство. Плюс аттракцион с Бриджесом, для одной из ролей омоложенным на четверть века. «Трон» 1982 года при всей своей смехотворности лучился своеобразным восьмибитным обаянием: там были какие-то странные находки, отличный финальный кадр, наконец, пресловутый дизайн — из которого вырос, в частности, визуальный образ Daft Punk, прилежно озвучивших «Наследие». Чего там точно не было, так это звериной серьезности, превратившей фильм Косински из потенциально забавной экранизации «Арканоида» в бесконечно скучный, напыщенный балаган технологий.